Конспект урока по окружающему миру по теме «Красная книга». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Краеведение

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России»


Конспект урока открытия нового знания

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 2 класс.

УМК: «Школа России».

Цель: формирование знаний о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, о навыках бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомить обучающихся как устроена Красная книга, сформировать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.
  • Развивающие: развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
  • Воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к предмету, желание самостоятельно добывать знания; формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о Красной книге;
  • ознакомиться как устроена Красная книга;
  • иметь общее представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.

Метапредметные:

  • Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощь учителя; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом; работать по предложенному учителем плану.
  • Познавательные УУД: формировать умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: развивать способность к рефлексии, к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; к эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживание им.

Оборудование: презентация к уроку, ПК, проектор, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный этап

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. А я вам желаю открытия новых знаний, которые вам пригодятся в жизни.

- А с какой целью вы пришли на урок? (Чему-то научиться, узнать что-то новое)

II. Актуализация знаний

Мы можем бегать и скакать,
И в море плавать, и летать,
Кто в шубке теплой и мохнат,
Кто с перьями иль просто так.
Есть много хищников средь нас,
Не против мы и травку пожевать.
Скорей узнайте нас - мы ждём,
Ведь рядом с вами мы живем!

- Догадались, кто это? (Животные)

- На какие две группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)

- Закончите предложения:

1. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются …

2. Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

- Как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных? (нет)

- Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например, птицам? (Надо делать кормушки, подкармливать, не разорять гнезда)

- А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь? (нет)

Вы не можете, но есть люди, лесники, которые следят за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей, лосей, следят чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

III. Самоопределение к деятельности

- Ребята, для того, чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить на нашем уроке я предлагаю вам отгадать загадку.

Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

- Что это? (книга)

- Сегодня мы будем говорить о книге, но не о совсем обычной книге. Цвет переплёта у этой книги - красный.

- Кто знает, как называется такая книга? (Красная книга)

(Демонстрация книги)

- Какая тема нашего урока? (Красная книга)

- Какую цель поставим перед нами на уроке?

- Узнать, что такое Красная книга?

- Узнаем причины исчезновения растений и животных?

- Познакомиться с некоторыми растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.

- Обсудим наше участие в сохранении растений и животных.

- Что нам поможет в достижении цели? (свой опыт, учебник, учитель, компьютер)

- Я желаю всем вам достигнуть поставленных целей.

- Вспомните, что показывает красный цвет светофора? (Сигнал тревоги, опасности.)

- Правильно, красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

- Почему эта книга так называется?

- Эта книга называется так потому, что красный цвет - заставляет своей яркостью всех обратить внимание на опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

- Ребята, вы, наверное, уже где-то слышали о Красной книге, и кое-что знаете о ней. Выявим ваши знания о Красной книге.

Сейчас мы с вами поиграем в игру "Верю - не верю".

У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак "+", если неверным, то знак "-": таким образом, вы выявите свои знания о Красной книге.

1. Красная книга - это список редких и исчезающих растений и животных. +

Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.

2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. +

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

3. Существует только одна Красная книга. -

В каждой стране есть растения, животные, которые обитают только в той или иной местности. Поэтому в каждой области есть своя Красная книга.

4. Все страницы к Красной книге имеют один цвет. -

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный, белый.

5. Красный цвет предупреждает об опасности +

Эта книга называется так потому, что красный цвет - означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Сверим и оценим свои знания о Красной книге.

IV. Работа по теме урока

- Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

Приложение 1

Работа в группах (Приём шестиугольное обучение).

Рассаживаются на 5 групп.

- Давайте проведем настоящую исследовательскую работу и узнаем, почему страницы разного цвета и что они обозначают. У вас на столах конверты (в каждом конверте гексы с определённым цветом страниц, фотографиями животного, растением Красной книги). Приложение1 и Приложение2

- Какую форму вам напоминают гексы? (пчелиную соту) Сколько углов имеет эта фигура?

- Вам нужно изучить гексы и соединить шестиугольники. Собрать в единое целое.

Первый цвет страницы (чёрный) объясняет учитель, остальные 5 цветов - обучающиеся.

Деятельность человека обернулась гибелью для многих видов млекопитающих. Один из ярчайших примеров - судьба морской, или стеллеровой, коровы. Открыл её в 1741 г. Георг Сте́ллер. По его описанию морские коровы - крупные животные длиной до 10 м (1к см) и весом до 4 тонн (4к). Обитали они на мелководье у Командорских островов (Возле Камчатского прилива). Держались семьями. Были медлительны и совершенно не боялись людей.

Армерия покутская исчезла в результате вырубки лесов, выпас скота, выкашивание, что привело к наводнению и разрушения участков.

V. Физкультминутка

Пчёлка утречком проснулась.
Потянулась 1,2,3, улыбнулась 1,2,3.
Раз - росой умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
И на стул тихонько села»

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- Далее заслушиваются рассказы каждой группы о Красной книге и обсуждается общий план рассказа о редком растении или животном.

- Какой вывод можем сделать?

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении.

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

Проверка.

  • Прочитайте, что нельзя делать в природе.
  • Прочитайте, что можно делать в природе.

Используйте опорные слова: Не будем… Можно… Согласен… Полезно… Нельзя

Как вы думаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока? (Ответы детей)

VII. Подведение итогов урока

Выберите ту пословицу, которая подводит итог нашего урока.

  • Нет друга - ищи, а нашёл, береги.
  • Береги природу родимую, как мать любимую.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное - своими действиями не наносить ей вреда. Пусть в Красной книге будут только зеленые страницы!

VIII. Рефлексия учебной деятельности

- Что такое Красная книга?

- Почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные? Приведите примеры животных и растений, занесённых в Красную книгу.

- О чём заставил задуматься урок? (Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает)

Оцените своё настроение в конце урока с помощью светофора.

IX. Сообщение домашнего задания

Я предлагаю вам подготовить сообщение о каком-нибудь растении или животном, занесенном в Красную книгу Забайкальского края.

Дополнительный материал