Цель урока:
- систематизировать знания о словах, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»;
- создать условия для отработки умения задавать к словам вопросы «кто?» и «что?».
Формируемые УУД:
- Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, умение устанавливать аналогии на предметном материале; учить операции классификации.
- Познавательные общеучебные УУД: развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
- Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.
- Коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, умение слушать и понимать других, контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.
Планируемые результаты урока: Научить определять слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
Оборудование:
- тетрадь на печатной основе «Русский язык» №1 по УМК «Начальная школа 21 века, 2015 г.;
- карточки с буквами.
Форма проведения: проблемный урок.
1. Организационный момент
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Речь.
2. Определение темы урока, актуализация знаний учащихся по теме
1) - Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения? Слова?
2) - Прочитайте тему урока на доске
На доске запись: слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»
- Что вы знаете по этой теме? (Слова, отвечающие на вопрос «кто?» называют людей и животных (зверей, птиц, рыб, насекомых), на вопрос «что?» отвечают остальные слова)
3) Игра «Собери слова» Парная работа (составление слов из букв)
На карточках - буквы. В паре ученики составляют слова
- 1 ряд Л,С,И,А (сила, лиса),
- 2 ряд Н,К,И,О(кино, кони),
- 3 ряд Ы,А,М,К,Ш (камыш, мышка).
4) Упражнение в умении классифицировать слова по вопросам.
Распределить эти слова по столбикам: в первый столбик слова, отвечающие на вопрос «кто?», во второй столбик слова, отвечающие на вопрос «что?» . Как будете выполнять задание?
Кто? |
Что? |
Лиса |
сила |
Кони |
кино |
Мышка |
камыш |
3. Целеполагание через создание проблемной ситуации
- В какой столбик вы поместите слово «МЫШКА»? (Возникает затруднение, т.к. слово «мышка» имеет несколько значений: мышка - животное и компьютерная мышка)
После обсуждений вариантов ответа, предложить учащимся рассмотреть рисунки, которые помогают определить значение слова «мышка». Вывод: слово «мышка» может отвечать на вопрос «кто?» и на вопрос «что?».
- Когда слово «мышка» будет отвечать на вопрос кто? А на вопрос что? От чего это зависит? (Это зависит от значения слова.)
- Почему возникло затруднение? Можно ли с уверенностью сказать, что мы умеем задавать вопросы «кто?» и «что?» к словам без затруднений?
-Какую цель на уроке вы можете перед собой поставить? (Будем учиться задавать вопрос «кто?» и «что?» к словам)
Физминутка
- Какой вопрос можно задать к героям нашей разминки? Почему?
4. «Открытие» нового знания детьми
1. Тетрадь на печатной основе с. 15 упр. 4.
- Откройте тетрадь на нужной странице и найдите упражнение.
Задание к упражнению читает хорошо читающий ученик. Обсуждение порядка выполнения работы.
- Что нужно знать, что бы задать вопрос к слову? (Для того, чтобы задать вопрос к слову, нужно знать что оно называет).
Выполнение задания упражнения. Девочки выписывают в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто? Мальчики выписывают слова во второй столбик, отвечающие на вопрос «что?»
Фронтальная проверка
5. Физкультминутка
- Если вы увидите предмет, название которого отвечает на вопрос кто? - хлопаете в ладоши, если предмет, название которого отвечает на вопрос что? - присаживаетесь на корточки
книга, лошадь, дверь, голос, ласточка, тетрадь, шмель, щука, окно, актёр, зайчик солнечный и зайчик живой
- Почему одно и тоже название, а вы хлопнули в ладоши и присели?(можно задать вопрос кто? и что)
6. Первичное закрепление. Дифференцированная работа
- Карточки. Выберите задание и выполните его ручкой на листочке.
1. Замени букву в словах так, чтобы слова стали отвечать на вопрос «кто?». Запиши их.
Что? |
Кто? |
мак |
|
ком |
|
капля |
|
ворота |
2. Найди в каждой строке «лишнее» слово и подчеркни его.
- Пенал, тетрадь, заяц, ручка.
- Воробей, стол, сорока, снегирь.
- Кукла, енот, верблюд, жираф.
- Кастрюля, чашка, сорока, миска.
Проверка работ
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Вспомните тему урока.
- Какую цель ставили перед собой на урок? (научились мы задавать вопросы кто? и что? к словам? Что для этого необходимо знать? (что обозначает это слово)
- Удалось ли вам достигнуть цели урока?
- Проследи своё продвижение по лестнице успеха: