Внеклассная работа по математике - важная часть учебно-воспитательного процесса изучения математики младшеклассниками, сложный процесс воздействия на их поведение и сознание, углубление их знаний и совершенствование универсальных учебных действий обучающихся. Во время занятий математикой можно наблюдать искреннюю радость в глазах детей, в выражении их лиц, когда у ребят вдруг появляется догадка, рвется наружу мысль и они с нетерпением тянут руки вверх, прыгают на месте, желая поскорее ответить на поставленный учителем вопрос или отгадать прозвучавшую загадку.
Большинство видов внеурочной работы позволяют школьникам начать понимать особенную роль математики среди всех областей науки и, главное, в жизни человека. Ведь давно уже появилось устойчивое выражение: «Арифметика - царица математики, математика - царица всех наук» [1, с.14].
Внеурочная работа по математике способствует развитию коммуникативных УУД, развитию коллективизма. Ведь, работая в парах и группах, например, при решении какой-либо головоломки, ребята воспитывают у себя чувство товарищества, способность слушать различные точки зрения и доказательства той или иной версии ответа, воспитывают в себе чувство такта в общении между собой.
Также различные виды внеклассной работы по математике помогают в развитии воображения, познавательной деятельности, речи, памяти, мышления, внимания и других качеств человека, необходимых в современном обществе. Начинают формироваться и творческие способности детей, например, при нахождении рациональных способов решения, при развитии математической смекалки и логики. Воспитывается у детей и культура чувств: в своих поступках школьники действуют сообразно чувствам, а не руководствуются логикой и здравым смыслом [2, с. 6]. Это и чувство справедливости, и чувства долга и ответственности, и чувства радости и гордости, огорчения или удовольствия и другие.
Многообразные виды внеурочной деятельности по математике играют огромную роль в развитии и преумножении интереса обучающихся к этой науке, помогают в развитии математических способностей и способности к абстрагированию от формальных количественных отношений, к отделению формы от содержания. Они также развивают способность обобщать логический и математический материал, учат отбрасывать несущественное и выделять главное, оперировать числами и символикой, последовательно логически рассуждать, искать обоснования и делать выводы.
Главное, что побуждает обучающихся к умственному труду во время внеурочной деятельности по математике, - это интерес. Такой вызванный интерес будет большим стимулом для создания, например, математической газеты, уголка математики, для участия в математической викторине, олимпиаде, в различных конкурсах, экскурсиях, викторинах и т.п. [2, c. 7] А в дальнейшем интересные логические и занимательные задачи и упражнения могут вызвать интерес и к самой математике как науке.
Но чтобы вызвать у младших школьников интерес к математике, надо не только привлечь внимание к ее элементам, но и суметь вызвать удивление, когда дети видят, что решение или результат не совпали с тем, что они ожидали или предполагали [2, с. 8]. А удивление, в свою очередь, должно идти рука об руку с любопытством, когда дети видят на математическом фоне что-то новое или узнают что-то доселе неизвестное. Возникает простое равенство: интерес плюс любопытство равно активная мыслительная деятельность.
Интерес можно вызвать разными способами: яркое красочное оформление стендов и кабинета, где можно сочетать мир сказок и мир математики, что обязательно привлечет внимание младших школьников и вызовет у них искренний интерес. Также удивление можно вызвать и занимательными вопросами, веселыми загадками, шарадами и ребусами, несложными задачами на логику.
Но привлечь внимание и вызвать удивление - это только начало возникновения интереса к математике, дальше будет самое сложное - удержать этот интерес. Именно его надо воспитывать у детей на внеклассных занятиях: сначала как интерес к своей деятельности, затем как интерес к новым знаниям, и, наконец, к математике как к науке. Однако, чтобы занятия были успешными и интерес не пропал, нужно базировать их на определенных, уже известных детям элементах; вопросы и загадки должны быть доступны для понимания обучающихся; необходимо создавать атмосферу для активной мыслительной деятельности. И благодарные ученики проявят в процессе решения заданий настойчивость, упорство, целеустремленность, логику и смекалку.
Список использованных источников
- Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Внеклассная работа в начальных классах. - М.: Научная книга, 2014.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1995.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016.
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895099
- https://www.maam.ru/obrazovanie/razvitie-rebenka