В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной деятельности.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность, физическая готовность. Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия: учебные занятия проводятся в первую смену, пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков 35 минут, дети получают горячее питание.
Учебный процесс в 1 классе строится с учетом психологических и возрастных особенностей первоклассников, с постепенным увеличением учебной нагрузки. С целью предотвращения переутомления на уроках проводятся музыкальные физминутки, в стихотворной форме, зарядка для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении.
Для успешного обучения первоклассников использую технологию игровой деятельности, занимательные элементы, яркие наглядные пособия. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. С первых дней обучения в школе работа направлена на адаптацию первоклассников к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся, дать навыки учебного сотрудничества, показать отличие учения от игры. Введение правил способствовало формированию самоконтроля, саморегуляции; правила взаимодействия со сверстниками, учителем, с самим собой - формируют коммуникативные действия. В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы. В адаптационный период проводится работа с родителями на родительских собраниях:
1-е собрание. «Организационное»
Задачи:
- Познакомить родителей будущих учеников с классом, классным руководителем, школой, администрацией учебного заведения, а также родителей друг с другом.
- Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
2-е собрание. Тема: «Трудности адаптации первоклассников в школе»
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Цель собраний: заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка,
- организации максимальной самостоятельности действий (подготовка одежды, канцелярии, в соблюдении режима дня),
- проработке правил для учащихся.
Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.