Преподавание геометрии в 7-м классе ведётся по учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9». По учебному плану на изучение геометрии в 7-м классе отводится 2 часа в неделю (68 уроков в год). В соответствии с программой изучается раздел «Прямоугольные треугольники». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки равенства прямоугольных треугольников». Данный урок является первым в данной теме. На нём происходит изучение нового материала и его первичное закрепление. В результате проведения исследований в группах, проанализировав полученные результаты, учащиеся устанавливают признаки равенства прямоугольных треугольников, презентуют с помощью документ-камеры результаты своей работы, представляют алгоритм действий при решении подобных заданий. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, выполнение заданий со сменой установки, индивидуальная и групповая работы. Урок динамичен, использование различных форм и методов, использование проблемной ситуации позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, построенного на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению нового материала и овладению умением применять признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач.
Для достижения поставленной цели на уроке применяются здоровье-сберегающие технологии, технология коллективной мыслительной деятельности, технология рефлексии.
Планируемые результаты:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формировать умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; развивать умение видеть математическую задачу в окружающей жизни; формировать способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции;
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: развивать умение заменять исходную жизненную задачу ее моделью; работать над формированием умения опытным и логическим путём составлять алгоритмы решения задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников; совершенствовать навыки учащихся в использовании свойств прямоугольного треугольника; расширить представления о практическом применении математики.
Формируемые базовые исследовательские действия: способность учащихся:
а) ставить проблему, конкретные цели;
б) контролировать свою деятельность и задавать вопросы;
в) к выдвижению гипотез, к классификации геометрического материала;
г) к высказыванию суждений и умению делать умозаключения;
д) к рефлексии познавательной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы, учебник «Геометрия 7-9. Атанасян и др., раздаточный материал с готовыми чертежами.
Форма работы: групповая, индивидуальная, исследовательская.
Ход урока
Учащиеся разделены на 5 групп. На столах рабочие листы для каждого обучающегося, а также раздаточный материал с готовыми чертежами. На доске слова
- «тема урока»:
- «цель урока»:
Критерии оценок:
- без ошибок - оценка «5»;
- 1 ошибка - оценка «4»;
- 2- 3 ошибки - оценка «3»;
- более 3 ошибок - оценка «2».