Класс: 8.
Цель урока:
- Закрепить умения обучающихся пользоваться понятием массовой доли растворенного вещества для расчетов и научить практически приготавливать растворы.
- Приготовить три раствора заданной концентрации путем растворения твердого вещества в воде, разбавления раствора и добавления твердого вещества к имеющемуся раствору
Планируемые результаты обучения
Предметные.
- Уметь приготавливать раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
Метапредметные.
- Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы исследовательских задач.
Личностные.
- Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
- Использование практических несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этой работы
Коммуникативные.
- Формирование умения работать в парах.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, устный опрос, организация выполнения практической работы, решение задач.
Реактивы и оборудование: Весы, стаканы, мерный цилиндр, стеклянная палочка, вода, поваренная соль, сода.
План урока
- Организационный момент(1-2 мин).
- Инструктаж по ТБ (5 мин).
- Выполнение практической работы (работа в группах, 30мин.).
- Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
Повторение основных понятий: раствор, гидраты, взвесь, суспензия, эмульсия, растворимость, насыщенные и ненасыщенные растворы.
II. Инструктаж по ТБ
- Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов, включите весы.
- Перед началом работы проверьте, находятся ли весы в равновесии, если нет, уравновесьте их с помощью бумаги.
- Не кладите вещество на чашу весов! Когда взвесите лист бумаги, запишите его вес.
- На лист бумаги насыпьте хлорид натрия при помощи шпателя или химической ложки.
- Прибавьте вес бумаги к массе соли. Аккуратно пересыпьте в химический стакан.
- По окончании взвешивания выключите весы. Протрите весы.
Мерные цилиндры - стеклянные сосуды с нанесенными на наружной стенке делениями, указывающими объем в миллилитрах. В системе СИ объем выражают в кубических метрах или его кратных долях (см3, дм3). Мерная посуда градуирована в миллилитрах (мл) или литрах (л) (1 мл соответствует 1 см3; 1 л = 1 дм3).
- Чтобы правильно отмерить измерительным цилиндром необходимый объем воды, её наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра.
- При измерении объемов необходимо, чтобы глаз наблюдателя находился на одной горизонтальной линии с нижним мениском жидкости. Нижний мениск жидкости должен быть на одном уровне с меткой.
III. Оформление практической работы в тетрадях
- Приготовление 40 г 5% раствора поваренной соли (хлорида натрия NaCl).
- Приготовление 2% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.
- Приготовление 10% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.
Расчётная часть практической работы
1. Приготовление 40 г 5%-ного раствора хлорида натрия.
Рассчитываем массу воды и хлорида натрия необходимого для приготовления 40 г раствора с заданной концентрацией. Записываем краткое условие задачи.
Дано: m(р-раNaCl) =40 г (NaCl)=5% |
Найти: m(NaCl)=? m(H2O)=? |
Решение:
Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимых для приготовления раствора. Используем формулы:
m(растворенного в-ва) = (расстворенного в-ва) * w (расстворенного в-ва)/100% m(растворенного в-ва) = 5%*40г /100% = 2г. NaCl m(H2O)=40г-2 г = 38 г. H2O.
Ответ: 2г. NaCl; 38 г. H2O.
Для приготовления 40 г 5%-ного раствора хлорида натрия потребуется 2г. NaCl и 38 г. H2O.
Плотность воды равна 1г/см3. Используем формулу V=m×р
38г. = 38мл воды.
Взвешиваем 2 г. NaCl и высыпаем в химический стакан, затем с помощью мерного цилиндра отмеряем 38 мл воды и выливаем в химический стакан. Размешиваем до полного растворения. Получили 40 г 5% раствора поваренной соли.
2. Приготовление 2% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.
Рассчитываем массу воды, которую необходимо добавить, чтобы получить раствор заданной концентрации. Записываем условие задачи.
Дано:
m1(р-раNaCl) =40 г
m1(NaCl)=2г
(NaCl)=1%
m1(H2O)=38г
Найти:
m2(H2O)=?
Решение:
Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимых для приготовления раствора
m(р-ра) =
m(раствора) = 2г *100/2 = 100г р-ра NaCl
m(H2O) = 100г-40г =60 г. H2O
Ответ: 60 г. H2O
С помощью мерного цилиндра отмеряем 60 мл воды и выливаем ее в химический стакан с первым раствором. Размешиваем стеклянной палочкой.
3. Приготовить 10% раствор хлорида натрия из предыдущего раствора
Рассчитываем массу хлорида натрия, которую необходимо добавить, чтобы получить раствор заданной концентрации.
Дано:
m1(р-раNaCl) =100 г
m1(NaCl)=2г
(NaCl)=10%
m1(H2O)=38г
Найти:
m2(NaCI)=?
Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимого для приготовления раствора
Пусть будет х добавленный хлорид натрия.
100*(m(NaCl)+х) = w (растворенного в-ва) * m(раствора NaCl+х)
100*(2+х) = 10(100+х)
200+100х = 1000+10х
100х-10х = 1000-200
90х = 800
х = 800:90
х = 8,8г NaCl
Ответ: необходимо добавить 8,8г. NaCl
Взвешиваем 8,8 г. NaCl и высыпаем в химический стакан, с предыдущим раствором. Размешиваем стеклянной палочкой до полного растворения.
IV. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал ….
- Было интересно …
- Было трудно, но …
- Я понял, что …
- Я научился…
- Я могу….
Домашнее задание.
Решить задачи:
- К 10%-процентному раствору соли массой 60 г добавили 40 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе.
- При засолке огурцов на 1 л воды берут соль массой 90 г. Какова массовая доля соли в этом растворе.
- Сколько нужно взять соли и воды чтобы приготовить 15-процентный раствор массой 200 г.
Литература
- Учебник Химия, 8 класс. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
- З.И.Беляева «Дидактические карточки-задания по химии 8 класс/ - М.: Издательский дом «Генжер», 1997. - 48с.