Урок на тему "Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»"

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: растворы


Класс: 8.

Цель урока:

  • Закрепить умения обучающихся пользоваться понятием массовой доли растворенного вещества для расчетов и научить практически приготавливать растворы.
  • Приготовить три раствора заданной концентрации путем растворения твердого вещества в воде, разбавления раствора и добавления твердого вещества к имеющемуся раствору

Планируемые результаты обучения

Предметные.

  • Уметь приготавливать раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Метапредметные.

  • Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы исследовательских задач.

Личностные.

  • Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
  • Использование практических несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этой работы

Коммуникативные.

  • Формирование умения работать в парах.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, устный опрос, организация выполнения практической работы, решение задач.

Реактивы и оборудование: Весы, стаканы, мерный цилиндр, стеклянная палочка, вода, поваренная соль, сода.

План урока

  1. Организационный момент(1-2 мин).
  2. Инструктаж по ТБ (5 мин).
  3. Выполнение практической работы (работа в группах, 30мин.).
  4. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин)

Повторение основных понятий: раствор, гидраты, взвесь, суспензия, эмульсия, растворимость, насыщенные и ненасыщенные растворы.

II. Инструктаж по ТБ

  1. Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов, включите весы.
  2. Перед началом работы проверьте, находятся ли весы в равновесии, если нет, уравновесьте их с помощью бумаги.
  3. Не кладите вещество на чашу весов! Когда взвесите лист бумаги, запишите его вес.
  4. На лист бумаги насыпьте хлорид натрия при помощи шпателя или химической ложки.
  5. Прибавьте вес бумаги к массе соли. Аккуратно пересыпьте в химический стакан.
  6. По окончании взвешивания выключите весы. Протрите весы.

Мерные цилиндры - стеклянные сосуды с нанесенными на наружной стенке делениями, указывающими объем в миллилитрах. В системе СИ объем выражают в кубических метрах или его кратных долях (см3, дм3). Мерная посуда градуирована в миллилитрах (мл) или литрах (л) (1 мл соответствует 1 см3; 1 л = 1 дм3).

  • Чтобы правильно отмерить измерительным цилиндром необходимый объем воды, её наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра.
  • При измерении объемов необходимо, чтобы глаз наблюдателя находился на одной горизонтальной линии с нижним мениском жидкости. Нижний мениск жидкости должен быть на одном уровне с меткой.

III. Оформление практической работы в тетрадях

  1. Приготовление 40 г 5% раствора поваренной соли (хлорида натрия NaCl).
  2. Приготовление 2% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.
  3. Приготовление 10% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.

Расчётная часть практической работы

1. Приготовление 40 г 5%-ного раствора хлорида натрия.

Рассчитываем массу воды и хлорида натрия необходимого для приготовления 40 г раствора с заданной концентрацией. Записываем краткое условие задачи.

Дано:

m(р-раNaCl) =40 г

(NaCl)=5%

Найти:

m(NaCl)=?

m(H2O)=?

Решение:

Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимых для приготовления раствора. Используем формулы:

m(растворенного в-ва) = (расстворенного в-ва) * w (расстворенного в-ва)/100% m(растворенного в-ва) = 5%*40г /100% = 2г. NaCl m(H2O)=40г-2 г = 38 г. H2O.

Ответ: 2г. NaCl; 38 г. H2O.

Для приготовления 40 г 5%-ного раствора хлорида натрия потребуется 2г. NaCl и 38 г. H2O.

Плотность воды равна 1г/см3. Используем формулу V=m×р

38г. = 38мл воды.

Взвешиваем 2 г. NaCl и высыпаем в химический стакан, затем с помощью мерного цилиндра отмеряем 38 мл воды и выливаем в химический стакан. Размешиваем до полного растворения. Получили 40 г 5% раствора поваренной соли.

2. Приготовление 2% р-ра хлорида натрия из предыдущего раствора.

Рассчитываем массу воды, которую необходимо добавить, чтобы получить раствор заданной концентрации. Записываем условие задачи.

Дано:

m1(р-раNaCl) =40 г

m1(NaCl)=2г

(NaCl)=1%
m1(H2O)=38г

Найти:

m2(H2O)=?

Решение:

Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимых для приготовления раствора

m(р-ра) =

m(раствора) = 2г *100/2 = 100г р-ра NaCl

m(H2O) = 100г-40г =60 г. H2O

Ответ: 60 г. H2O

С помощью мерного цилиндра отмеряем 60 мл воды и выливаем ее в химический стакан с первым раствором. Размешиваем стеклянной палочкой.

3. Приготовить 10% раствор хлорида натрия из предыдущего раствора

Рассчитываем массу хлорида натрия, которую необходимо добавить, чтобы получить раствор заданной концентрации.

Дано:

m1(р-раNaCl) =100 г

m1(NaCl)=2г

(NaCl)=10%

m1(H2O)=38г

Найти:

m2(NaCI)=?

Рассчитываем массу хлорида натрия и массу воды необходимого для приготовления раствора

Пусть будет х добавленный хлорид натрия.

100*(m(NaCl)+х) = w (растворенного в-ва) * m(раствора NaCl+х)

100*(2+х) = 10(100+х)

200+100х = 1000+10х

100х-10х = 1000-200

90х = 800

х = 800:90

х = 8,8г NaCl

Ответ: необходимо добавить 8,8г. NaCl

Взвешиваем 8,8 г. NaCl и высыпаем в химический стакан, с предыдущим раствором. Размешиваем стеклянной палочкой до полного растворения.

IV. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал ….
  2. Было интересно …
  3. Было трудно, но …
  4. Я понял, что …
  5. Я научился…
  6. Я могу….

Домашнее задание.

Решить задачи:

  1. К 10%-процентному раствору соли массой 60 г добавили 40 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе.
  2. При засолке огурцов на 1 л воды берут соль массой 90 г. Какова массовая доля соли в этом растворе.
  3. Сколько нужно взять соли и воды чтобы приготовить 15-процентный раствор массой 200 г.

Литература

  1. Учебник Химия, 8 класс. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
  2. З.И.Беляева «Дидактические карточки-задания по химии 8 класс/ - М.: Издательский дом «Генжер», 1997. - 48с.