Предварительная работа: Чтение книги В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин "Путешествие по стране Геометрии".
Задачи:
- Образовательные задачи: Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур. Закреплять навыки счета в пределах 10.
- Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, творческое воображение. Развивать графические навыки (выкладывание геометрических фигур).
- Воспитательные задачи: Воспитывать правила поведения в общественном транспорте (автобус). Закреплять у детей потребность быть участником игрового сообщества.
Материал для воспитателя: магнитная доска, геометрические фигуры, магниты.
Материал для детей: набор геометрических фигур, счетные палочки, простой и цветные карандаши, листы с заданиями.
Ход занятия
Дети сидят за столами.
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправляемся в страну геометрических фигур. Эта страна называется «Геометрия». Как вы думаете, почему у страны такое название? (Ответы детей). Послушайте, какое сообщение пришло мне на телефон.
Приглашаю всех детей
В путь отправится скорей.
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Приглашаю вас в страну Геометрия.
- Ребята, приглашение без подписи. Думаю, в конце путешествия мы узнаем автора.
1 задание. В этой стране все из геометрических фигур: и дома, и животные и даже человечки. Но прежде, чем отправиться в эту страну, нам надо отгадать загадку, на чем же мы поедем.
Дом по улице идет
На работу всех везет
Не на курьих ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус)
- Правильно, в путешествие отправимся на автобусе.
- Из каких геометрических фигур можно построить автобус? (прямоугольники, круги, квадраты, треугольники). Дети из геометрических фигур на столах выкладывают автобус. (Рисунок № 1)
Рис. 1
2 задание. Ребята, что нам нужно, чтобы поехать на автобусе? (Билет)
- Я вам раздаю листы с заданиями (это будут наши билеты), и прежде чем зайти в автобус, надо выполнить такое задание: «Соотнести количество геометрических фигур с числом». (Рисунок № 2. Раскрась геометрические фигуры, сосчитай их, зачеркни лишние цифры.)
Рис. 2. Раскрась геометрические фигуры, сосчитай их, зачеркни лишние цифры.
После выполнения задания, дети встают на физкультминутку.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошечко смотрели (делают поворот головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль),
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках "руль").
3 задание. - Мы на остановке «Геометрическая отгадайка» (дети "выходят" из автобуса и садятся за столы, где лежат счетные палочки). Незнакомец приготовил загадки, а отгадки вы будете выкладывать из счетных палочек.
Рис. 3
А.
С детства я знакомый твой
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем представиться я рад,
А зовут меня (квадрат)
Б.
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины. (Треугольник)
В.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(Прямоугольник)
Дети выкладывают отгадки из счетных палочек: квадрат, треугольник, прямоугольник. (Рисунок № 4. Закрась геометрические фигуры справа, из которых составлена рыбка.)
Рис. 4
- Молодцы! Сколько геометрических фигур у вас получилось? А теперь выложите геометрические фигуры, какие вы еще знаете. (Дети выкладывают ромб, трапецию и т.д.)
4 задание. - Следующее задание, которое предлагает нам незнакомец, у вас на листочках. Посмотрите внимательно, вам надо закрасить геометрические фигуры справа, из которых составлена рыбка (дети выполняют задание).
Умнички! (Рисунок № 4)
5 задание. Игра «Выложи фигуру».
- Ребята, мы выполнили все задания незнакомца, и теперь мы узнаем, кто же это такой.
- Его туловище - прямоугольник.
- Шея - ромб.
- Руки - овалы.
- Ноги - треугольники.
- Голова - круг.
- На голове шляпа - трапеция.
Неудивительно, что голова, руки, ноги и туловище незнакомца, похожи на геометрические фигуры, ведь мы находимся в стране Геометрия, где жители и животные, транспорт и дома - все из геометрических фигур. (Рисунок №5)
Рис. 5
Как мы назовем такого человечка? Дети предлагают свои варианты. Давайте назовем его Геометрик.
Геометрик благодарит всех за то, что вы побывали в его стране Геометрии.
Список литературы
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1994.
- Новикова В.П., Математика в детском саду. Подготовительная группа. - М. Мозаика-Синтез, 2007.