Цели:
- познакомить учащихся с основными особенностями финансовой деятельности;
- содействовать пониманию необходимости знаний в области финансов современных условиях экономики;
- формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение;
- ознакомить учащихся с историей денег, с основными элементами культуры обращения с деньгами;
- дать понятие, что такое бюджет и как он формируется.
Оснащение урока:
- Конституция РФ
- Презентация, видеоролик «Что значат для вас деньги?».( подготовлен учениками 10»Б» класса)
https://youtu.be/Q4rgdMsMW-U «Что такое финансовая грамотность?» видеоролик
Учитель: Сегодня мы проводим с вами урок, посвященный Дню финансиста, и будем говорить о профессии финансиста, ее значении и о ваших личных перспективах и возможностях в этой сфере. В нашей стране сейчас придается большое значение развитию финансовой сферы. 19 августа 2011 года, президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О дне финансиста».
Установить профессиональный праздник - День финансиста и отмечать его 8 сентября. (из указа президента)
С чем же связано определение даты празднования этого дня? Давайте обратимся к истории.
Ведущий 1: Финансовое («казначейское») дело на Руси возникло еще в IX веке. А 8 сентября 1802 года император Александр I подписал Манифест об утверждении восьми министерств, в том числе Финансового, и учреждении должности министра финансов. Цель его деятельности была определена так: «Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные доходы, и генеральное всех доходов (ассигнование) по разным частям Государственных расходов».
Однако только через 20 лет система Министерства финансов сформировалась окончательно. В течение 1811-1821 гг. управление финансами было разделено между тремя ведомствами - Министерством финансов (ведало всеми источниками доходов), Государственным казначейством (ведало расходами) и Государственным контролером (вел ревизию всех счетов). В конечном итоге функции контроля над доходами и расходами государства были объединены в одном ведомстве - Министерстве финансов.
На протяжении своей истории Министерство финансов играло, играет и будет играть одну из самых ключевых ролей в проведении финансовой политики страны.
Задание «Защита финансов - это защита жизненной силы существования государства».(на слайде): проанализируйте высказывание графа Е.Ф.Канкрина - министра финансов России.
Ответы каждой команды.
Учитель: Какие профессии в области финансов вы знаете?
Ответы учащихся.
Учитель: Как вы думаете, востребована ли сегодня профессия финансиста? Давайте составим портрет «финансиста». Метод «Мозговой штурм».
- Финансисты должны уметь моделировать ситуации, проводить анализ различных событий, делать аналитические выводы. Это образованный креативный, творческий, уверенный.
- Хороший финансист должен обладать некоторыми чертами характера, например, стратегическим мышлением, логикой, умением мыслить в больших масштабах и анализировать множество информации. Гибкость ума, стрессоустойчивость помогут финансисту преодолеть неприятности, случающиеся, порой, в различных, непредвиденных ситуациях.
- Организованность и лидерские задатки помогут завоевать авторитет в коллективе, а стойкость, приверженность принципам и порядочность - доверие.
- Профессия финансист требует от человека постоянного самообразования и усовершенствования его профессиональных и личных качеств.
- Требуют знания законодательной базы. На рынке труда финансист - одна из самых оплачиваемых профессий.
Вывод: Работа финансиста возможна в банках, страховых компаниях, биржах. Независимые финансовые аналитики проводят анализ ситуаций финансовых рынков, делают прогнозы, составляют бизнес-планы.
Ведущий 2: За «защиту финансов» в полной мере ответственны финансовые работники. По основному определению, финансист - это специалист, ведущий крупные денежные операции на легитимной, другими словами, находящейся в соответствии с действующим в государстве законом (законной), основе.
В настоящее время в финансовой системе России работают первоклассные специалисты, ответственные, добросовестные, компетентные, которые способны решить самые сложные задачи, легко ориентируются в тонкостях бюджетного и налогового законодательства.
Сейчас в России, по сути, заново формируются бюджетные отношения. Перед органами государственной власти стоит задача перейти к регламентированному бюджету, чтобы контролировать не структуру затрат, а их общий объем и получаемые результаты. Давайте разберёмся, что такое бюджет.
Задание: запишите 3 слова, которые у вас ассоциируются с понятием бюджет. Нужно ли планирование семейного бюджета?
Ответы учащихся.
- Обязательно! И по нескольким причинам: как экономического, так и психологического, воспитательного порядка.
С экономической точки зрения в семейном хозяйстве оправдывают себя те мероприятия, которые приводят к экономии средств.
Налаженное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи. Отношения в семье становятся спокойными, отпадают поводы для лишних трений, недовольства, скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей! в семье важно правильно и рационально расходовать денежные средства.
Откуда семья получает доходы? Какие расходы есть у семьи?
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В семьях, где бюджет планируется, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без особых переживаний, духовных травм и эмоций. Денежные вопросы не только не приводят к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают семью.
Мы с вами сегодня распределим семейный бюджет, в форме кластера. Вам следует учесть ежемесячные расходы:
- затраты на питание;
- затраты на одежду и обувь;
- коммунальные услуги;
- ремонт жилья и др.
Составление кластера «Бюджет семьи»
Учитель: Какие виды бюджета вам знакомы?
Ведущий 2: Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока?
На все ли вопросы мы ответили? Так деньги необходимость или роскошь?
Мир денег - удивительный и необычный мир. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга".
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Ученики 10 «Б» подготовили видеоролик на тему «Что значат для вас деньги?»
Ведущий: Многие из вас сталкивались с проблемой карманных денег.
Новый сотовый телефон, музыкальный центр, билеты на концерт любимой группы... Так много всего хочется!
Можно, конечно, попросить у родителей. Если ваши родители достаточно обеспечены, это может быть и не проблема (разве что вы сами в результате станете сильно избалованным человеком). А если родители едва сводят концы с концами? Зарабатывать деньги на личные расходы самому, реально ли это? Надо ли уже сейчас учиться тому, как зарабатывать деньги и как правильно ими распоряжаться?
Кто- то из вас уже зарабатывал деньги? На что вы их потратили?
Ответы учащихся
Задание: Представьте, что вы выиграли в лотерею 1 миллион рублей, как вы будете их использовать. Да так, чтобы они увеличились, например в течении года.
Обсуждение и ответы учеников.
Учитель: Итак, вы нашли способ, как честно заработать деньги. Следующий вопрос: что с ними делать? Согласитесь, что научиться разумно расходовать заработанные деньги очень важно. Задумайтесь, как вы тратите заработанные деньги. Транжирите их на мелочи или копите на какую-то большую покупку? Вносите ли заработанные деньги в семейный бюджет? Умеете ли планировать свои расходы?
Вывод: Важно знать: чем бы вы ни занимались в будущем, - самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится.
Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, которая воспитываться с детства и быть основой положительных отношений между людьми.
Следовательно, изучение финансовой науки, как области знания, имеет большое значение для любого человека, чтобы реагировать на ситуации рыночной экономики.