Пояснительная записка
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Общая характеристика курса
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
Цели и задачи: Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане: В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год, предмет «Родной язык» изучается во 2-м классе 1 час в неделю. Всего 34 недель. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Задачи:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
-
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
-
Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
-
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
Содержание учебного предмета
2 класс
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Тематическое планирование 2 класс
№
|
Тема |
Кол-во
|
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Слово и его значение. Лексическое значение слова |
1 |
Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем |
2 |
Многозначные слова, их употребление в речи |
1 |
Знать понятие «многозначные слова» |
3 |
Прямое и переносное значения слов |
1 |
Знать понятия «прямое и «переносное значение слова» |
4 |
Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов |
2 |
Знать понятие «омонимы», их значение в речи |
5 |
Омофоны. Омоформы |
2 |
Знать понятие омофоны, омоформы |
6 |
Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов |
1 |
Знать понятие «синонимы», их значение в речи |
7 |
Антонимы, их значение в речи |
1 |
Знать понятие «антонимы», их значение в речи |
8 |
Обучающее изложение «Ежик». Анализ изложения |
1 |
Знать понятие изложение |
9 |
Фразеологизмы, их значение в речи |
1 |
Знать понятие «фразеологизмы» |
10 |
Загадки, их художественные особенности |
1 |
Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки |
11 |
Пословицы. Употребление в речи образных выражений |
1 |
Уметь употреблять в речи образные выражения |
12 |
Сравнение. Олицетворение |
1 |
Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов,
|
13 |
Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие. |
1 |
Уметь определять тему текста и озаглавить его, составлять рассказ по опорным словам |
14 |
Проверочная работа.
|
1 |
Проверить полученные знания |
15 |
План. Деление текста на части |
1 |
Уметь составлять план
|
16 |
Составление текста по данному плану. Виды плана |
1 |
Составлять текст по плану Познакомиться с видами плана |
17 |
Картинный план |
1 |
Составлять план по картине |
18 |
Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа |
1 |
Обобщать пройденный материал |
19 |
Связь между предложениями в тексте Типы текста |
1 |
Работа с текстом
|
20 |
Работа с деформированным текстом.
|
1 |
Знакомство слова - антонимы |
21 |
Связь между частями текста |
1 |
Наблюдение за связью между частями
|
22 |
Составление текста по данному началу. Типы речи |
1 |
Умение составлять текст на заданную тему по данному началу |
23 |
Редактирование текста. Стили текста |
1 |
Навык построения связного текста Уметь употреблять образные выражения |
24 |
Как избежать повторов в тексте?
|
1 |
Навык построения связного текста |
25 |
Типы текста.Текст описание |
1 |
Знать типы текста. Знать особенности текста-описания |
26 |
Обучающее сочинение-описание.
|
1 |
Уметь составлять самостоятельно текст-описание |
27 |
Текст - сравнительное описание.
|
1 |
Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета. |
28 |
Текст-повествование. Сравнение текстов |
1 |
Уметь отличать текст - описание от текста - повествование |
29 |
Типы текста. Рассуждение |
1 |
Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста |
30 |
Сочинение на тему «Мой выходной день» |
1 |
Умение устанавливать связь между предложением |
31 |
Повторение пройденного |
1 |
|
32 |
Викторины и конкурсы |
1 |
|
33 |
Искусство речи |
1 |
|
34 |
Повторение и обобщение пройденного |
1 |
|
ИТОГО |
34 |