Цель: формирование экологического мировоззрения и позитивного социального опыта у учащихся через организацию проектной, учебно-исследовательской и природоохранной деятельности.
Задачи:
- Формирование навыков исследования в ходе выявления интересных природных объектов Ульяновской области и редких растений и животных, обитающих на данных территориях;
- Развитие творческих способностей учащихся через:
-
создание туристического маршрута по интересным местам Ульяновской области;
- изготовление памятокпо защите редких растений и животных Ульяновской области
- Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, заботы о редких растениях и животных (изготовление памяток).
- Формирование знаний об особенностях взаимодействия природы и общества, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Развитие коммуникативных навыков в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
В ходе воспитательного мероприятия обучающиеся:
- грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследования факты, анализируют их, делают необходимые обобщения, устанавливают закономерности, формулируют аргументированные выводы;
- критически и творчески мыслят, находят рациональные пути преодоления трудностей, генерируют новые идеи;
- развивают творческие способности через освоение методик изготовления памяток, создание туристического маршрута;
- обучаются сами и обучают других простым действиям и шагам по бережному отношению к природе в повседневной жизни дома и школе;
- становятся коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, карта, раздаточный материал.
Место проведения: учебный кабинет.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Учащиеся садятся по 4 человека за стол (всего 3 группы). На доске висит карта Ульяновской области.
Вступительное слово. (5 минут)
Слайд 1
- Ребята, предлагаю отправится в путешествие.
А чтобы узнать, куда мы отправимся, скажите, с чем у вас ассоциируется число 73?
Возможные варианты ответов:
- регион 73;
- Ульяновская область
- Молодцы, ребята! Мы отправляемся в путешествие по Ульяновской области.
- А какой месяц за окном?
Слайд 3
- По экологическому календарю в марте отмечается несколько важных дат. Это Всемирный день дикой природы (3 марта), Международный день рек (14 марта), День Земли (20 марта), Международный день лесов (21 марта), Всемирный день водных ресурсов (22 марта).
- Как вы думаете, на что направлены данные события?
- На сохранение природы, улучшение экологии.
Слайд 4
- А мы с вами можем принять участие в сохранении природы нашей области? Каким образом?
- Да, не загрязнять и т.д.
- Беречь редкие виды.
- Действительно, каждый из нас может это сделать. Но не все знают, какие в нашей области есть редкие растения и животные, поэтому, не зная, могут уничтожить их. Что можем сделать, чтобы мы и другие люди узнали об этом?
- Изучить. Рассказать.
- Да. И для начала нам нужно увидеть своими глазами уникальные места и редкие виды.
На слайде отдельные части темы (слова), из которых составляют тему.
Слайд 5
Тема: "Экология начинается с нас. Маршрут 73".
Формулируют цель.
Слайд 6
Цель: знакомство с особенностями природы некоторых районов Ульяновской области, редкими растениями и животными, создание туристического маршрута по интересным местам Ульяновской области.
- Приступим же к реализации нашей цели!
II. Актуализация знаний (2 мин)
В нашей области много интересных мест.
Для начала определимся с отправной точкой.
Слайд 7
- Скажите, сколько районов включает в себя Ульяновская область? (всем)
- Ульяновская область включает 21 район.
- Какие удивительные природные места есть в нашей области? (ответы обучающихся)
- Приглашаю вас в Ундоры. Отсюда начнется наш маршрут.
Слайд 8
- Здесь есть древние леса, голубая глина, останки динозавров, древних моллюсков, редкие животные и растения.
У вас на партах находится то, чем славятся Ундоры: голубая кимериджская глина, белемниты, аммониты, кристаллы гипса, симбирцит, пирит (мышиное золото).
На слайде фото венерина башмачка
- Кто знает, какое растение изображено на метке?
- Это венерин башмачок - редкое растение, занесенное в Красную книгу. Поэтому его нужно оберегать от выкапывания, не допускать сбора цветов в букеты.
- Мы отправляемся в путь. Для построения маршрута нам нужны точки, где можно остановиться.
- Для этого поработаем в группах. Перед вами находится материал, который нужно изучить и выполнить несколько заданий по нему. Возьмите конверт.
Слайд 9
- В группе есть роли: капитан, эколог, штурман и экскурсовод.
Согласно выбранному усл. обозначению определяется ваша роль в группе.
Капитан - командир команды, координирует работу группы, распределяет роли.
Эколог - специалист по защите окр.среды.
Штурман обычно выполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте.
Экскурсовод - рассказывает о достопримечательностях, необычных местах, явлениях и т.д.
III. Работа в группах с раздаточным материалом
Изучите материал:
- Нац.парк «Сенгилеевские горы». Тушнинские холмы (Сенгелеевский район, окрестности села Тушна)
- Селищева Балка (Радищевский район, окрестности р.п.Радищево)
- Озеро Становое (Барышский район, окрестности села Калда)
Подготовьтесь к выступлению по плану.
Слайд 10
План работы
Прочитайте текст.
- Капитан. Найдите на карте район, к которому относится изучаемая территория, и прикрепите на карту отметку.
- Штурман. Определите по карте наиболее удобный маршрут и транспорт, чтобы добраться до вашего района.
- Эколог. Выясните, какое редкое животное или растение обитает на данной территории, и сделайте памятку по его защите (для этого напишите на стикере правила, которые должны все соблюдать и прикрепите его на основу памятки).
- Экскурсовод. Расскажите об особенностях природы района.
- Выступление группы.
На доске большая карта.
Выбирают подходящую метку.
IV. Выступление групп (7 минут)
- Сейчас по очереди выступят группы. Выходят все и по очереди выступают по плану.
- Слайд 11. Сенгилеевский район,
- Слайд 12. Радищевский район
- Слайд 13. Барышский район
1. Капитан. Назовите ваш район и прикрепите на карту отметку.
2. Штурман. Какой маршрут наиболее удобный? На каком транспорте будете добираться до вашего района.
3. Эколог. Какое редкое животное или растение обитает на данной территории? прочитайте правила по его защите.
4. Экскурсовод. Расскажите об особенностях природы района.
V. Подведение итогов (1 минута)
- Спасибо, ребята! Получился замечательный маршрут. Можно летом отправиться по нему в путь!
Слайд 14
Домашнее задание на слайде. Используя сервис «Яндекс.карты» выясните, какова протяженность маршрута и сколько он займет времени.
Рефлексия. Ребята, подумайте, в какой район вы хотели бы поехать в первую очередь? Прикрепите знак «класс» на карту на место этого района.
VI. Заключение (1 минута)
- Сегодня мы с вами совершили путешествие по Ульяновской области и это не просто экскурсия! Кстати, в этом году Ундоровский лицей совместно с областным центром детско-юношеского туризма и краеведения разработали областной конкурс «Не просто экскурсия». Я приглашаю вас принять в нем участие с проектом «Маршрут 73». Информацию о нем можно найти по ссылке.
Слайд 15
Всем спасибо за работу!