Поиск и поддержка одаренных детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: одаренные дети


«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр.

Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то своё, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, способность к рисованию, предрасположенность к спортивным успехам, организаторские способности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь проверить в жизни их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В нашем лицее система с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • Выявление одаренных детей;
  • Развитие творческих способностей на уроках;
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями. Одна из форм работы с одаренными детьми - научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Творческих, одаренных детей с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используем на уроках проблемные ситуации, задания разноуровневого и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы. Разработали систему развивающих задач- минуток, которые предлагаем учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводим не более 1 минуты и требуем обязательно подробного объяснения хода решения. В случае затруднения даем подсказки, подробно разбираем эти задачи. На всех этапах уроков стараемся использовать дифференциацию: например, на уроках математики для способных детей предлагаем более сложные задачи: комбинированные, с недостающими данными или лишними данными.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.

Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:

  • Активность учащихся во внеклассной деятельности.
  • Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг - по 10 балльной шкале.
  • Учеба ( по 5 балльной шкале)

В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг.

Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс « Ученик года». В этот рейтинг вносим определенные коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнования и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления. Так, что одаренный музыкант, спортсмен, художник, конструктор, артист и т.д. Может быть успешным с оценками «3» по основным предметам.

С 1 класса разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и родители выбирают кружок той направленности, где ребенок может проявить себя, развить свои способности. Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков «Клуб Любознательных», «Компьютер - это просто». Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей. С удовольствием дети принимают участие в различных творческих конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах, блиц-турнирах, мозговых штурмах. Большое внимание придает вовлечение талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашем лицее проводятся недели математики и информатики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и многие другие.

В целом работа с одаренными детьми представляется достаточно интересной и перспективной.

Литература

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. - 96с.
  2. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе// Народное образование. - 1999. - №9.
  3. Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми // Вестник НГУ. Серия: Педагогика/ Новосибирский ун-т. - 2008. - Т.9, вып.1 - С.53-56.