Конспект урока по окружающему миру «Органы чувств». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Предмет: Окружающий мир.

УМК: «Школа России».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.

Задачи:

  • формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
  • воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  • учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Формируемые УУД:

  • Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности)самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
  • Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества
  • Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию,находить пути решения
  • Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.

Ход урока

I. Организационный момент

- Встали все красиво у парт, поздоровались…

Послушайте стихотворение - напутствие на урок:

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

- К изучению какого раздела мы приступили с вами на прошлом уроке?

(Мы и наше здоровье)

- Вспомните, какого человека можно назвать здоровым?

(Жизнерадостного, энергичного, у которого ничего не болит)

- А какие правила здорового образа жизни вам известны?

«Если хочешь быть здоров…» (закаляйся, занимайся спортом, правильно питайся, соблюдай режим дня)

- Какие пословицы о здоровье вы знаете?

(«Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Быстрого и ловкого болезнь не догонит»)

III. Самоопределение к деятельности

Мир вокруг нас удивительно интересен. И каждый день мы совершаем какие-то открытия. У каждого из нас есть помощники, которые не только помогают познавать окружающий мир, но и защищает наш организм. А вот что это за помощники, вы должны догадаться.

Отгадывание кроссворда.

ИГРА «Угадай, кто зовет?»

Ученик выходит к доске, поворачивается к классу спиной и по фразе

«…- настоящий друг» пытается определить, кто из одноклассников его позвал.

- Какой орган помог?

- Ухо, уши - орган слуха.

- Слышим мы ушами. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетел звук.

С возрастом слух может ослабевать, поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о нем., соблюдая определенные правила.

Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.

- А знаете ли вы, что у сверчка и кузнечика «уши» на голенях передних ног, а рыбы воспринимают звуки всей поверхностью тела.

ИГРА «Повтори за мной»

Учащиеся выполняют упражнения, показанные учителем, затем закрывают глаза и пытаются продолжить.

- Почему вам не удалось выполнить последнее упражнение?

(Не было видно)

- Итак, следующие наши помощники - глаза.

- Природа заботливо охраняет глаза. Потечет пот со лба, его остановит густая изгородь бровей. Понесет ветер пыль, ее задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок прорвутся, их слизнут мигающие веки. Внутри веки влажные. Мигая, они все время смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости появится какой-нибудь предмет, веки захлопнуться сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Глаза могут уставать, когда мы слишком близко смотрим телевизор, читаем лежа или пишем в плохо освещенном месте. Важно, чтобы во время чтения или письма свет падал с левой стороны.

ИГРА «Волшебный мешочек»

Ученик должен на ощупь определить, что это за предмет и, не называя, описать его так, чтобы учащиеся смогли отгадать, что спрятано в мешочке.

- Что помогло выполнить это задание?

(Кожа рук)

ИГРА «Узнай по запаху»

Ученику завязывают глаза и дают понюхать лимон.

- Какой орган пришел на помощь?

- Нос.

ИГРА «Определи на вкус»

Ученику завязывают глаза и дают попробовать сахар.

- Что помогло определить вкус?

- Язык. Его поверхность покрыта множеством маленьких сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот кислое или сладкое. Язык тоже один из наших «сторожей». Если мы ненароком возьмем в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас же это почувствует.

- Прочитайте ключевое слово. Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 5 групп.

- Прочитайте в учебнике на с.126 план работы.

- Расскажите, в какой последовательности вы будете выполнять работу.

- Изучим материал учебника об органе чувств.

- Приготовим рассказ о нем по плану:

  1. название органа чувств;
  2. его значение в нашей жизни;
  3. гигиена органа чувств.

После выступления групп.

- Выступление какой группы вам понравилось? Почему?

- Сформулируйте вывод.

- Для чего нам нужны органы чувств?

V. Физминутка

VI. Закрепление

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание. Пока я раздаю задания группы вспоминают как правильно работать в группах.

Прочитайте внимательно задание, распределите обязанности в группе.

1 группа «Глаза»

  1. Смотреть долго телепередачи
  2. Играть длительное время за компьютером
  3. Делать зарядку для глаз
  4. Лёжа читать
  5. Больше кушать моркови и яблок
  6. Читать в общественном транспорте

Разрешается - Запрещается.

2 группа «Уши»

  1. Слушать громкую музыку
  2. Чистить уши острым предметом
  3. Каждое утро мыть уши
  4. Беречь барабанную перепонку
  5. Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины.

Разрешается - Запрещается.

3 группа «Кожа»

  1. Закаляться
  2. Не носить тесную одежду
  3. Не обрабатывать ранки
  4. Беречь от ожогов
  5. Беречь от обмораживания

Разрешается - Запрещается

Даю время на подготовку. Проверяем. Каждая группа объясняет свой ответ.

VII. Работа в тетрадях

В рабочих тетрадях с 74 №1, соедините линиями слова в правом и левом столбиках.

Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим.

VIII. Рефлексия

- Что вам понравилось на уроке?

- Кому было комфортно на уроке работать?

- А кому было трудно?

X. Итог урока

- Итак, перечислите органы чувств у человека?

- Какую роль они выполняют?

- Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.

XI. Домашнее задание

Д/З с 126-129. Раб. Тетр. № 3 с 74.

Урок закончен, всем хорошего настроения.