Предмет: Окружающий мир.
УМК: «Школа России».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.
Задачи:
- формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
- воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
- учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности)самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества
- Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию,находить пути решения
- Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Ход урока
I. Организационный момент
- Встали все красиво у парт, поздоровались…
Послушайте стихотворение - напутствие на урок:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
- К изучению какого раздела мы приступили с вами на прошлом уроке?
(Мы и наше здоровье)
- Вспомните, какого человека можно назвать здоровым?
(Жизнерадостного, энергичного, у которого ничего не болит)
- А какие правила здорового образа жизни вам известны?
«Если хочешь быть здоров…» (закаляйся, занимайся спортом, правильно питайся, соблюдай режим дня)
- Какие пословицы о здоровье вы знаете?
(«Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Быстрого и ловкого болезнь не догонит»)
III. Самоопределение к деятельности
Мир вокруг нас удивительно интересен. И каждый день мы совершаем какие-то открытия. У каждого из нас есть помощники, которые не только помогают познавать окружающий мир, но и защищает наш организм. А вот что это за помощники, вы должны догадаться.
Отгадывание кроссворда.
ИГРА «Угадай, кто зовет?»
Ученик выходит к доске, поворачивается к классу спиной и по фразе
«…- настоящий друг» пытается определить, кто из одноклассников его позвал.
- Какой орган помог?
- Ухо, уши - орган слуха.
- Слышим мы ушами. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетел звук.
С возрастом слух может ослабевать, поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о нем., соблюдая определенные правила.
Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.
- А знаете ли вы, что у сверчка и кузнечика «уши» на голенях передних ног, а рыбы воспринимают звуки всей поверхностью тела.
ИГРА «Повтори за мной»
Учащиеся выполняют упражнения, показанные учителем, затем закрывают глаза и пытаются продолжить.
- Почему вам не удалось выполнить последнее упражнение?
(Не было видно)
- Итак, следующие наши помощники - глаза.
- Природа заботливо охраняет глаза. Потечет пот со лба, его остановит густая изгородь бровей. Понесет ветер пыль, ее задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок прорвутся, их слизнут мигающие веки. Внутри веки влажные. Мигая, они все время смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости появится какой-нибудь предмет, веки захлопнуться сами раньше, чем мы об этом подумаем.
Глаза могут уставать, когда мы слишком близко смотрим телевизор, читаем лежа или пишем в плохо освещенном месте. Важно, чтобы во время чтения или письма свет падал с левой стороны.
ИГРА «Волшебный мешочек»
Ученик должен на ощупь определить, что это за предмет и, не называя, описать его так, чтобы учащиеся смогли отгадать, что спрятано в мешочке.
- Что помогло выполнить это задание?
(Кожа рук)
ИГРА «Узнай по запаху»
Ученику завязывают глаза и дают понюхать лимон.
- Какой орган пришел на помощь?
- Нос.
ИГРА «Определи на вкус»
Ученику завязывают глаза и дают попробовать сахар.
- Что помогло определить вкус?
- Язык. Его поверхность покрыта множеством маленьких сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот кислое или сладкое. Язык тоже один из наших «сторожей». Если мы ненароком возьмем в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас же это почувствует.
- Прочитайте ключевое слово. Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа в группах.
Учащиеся делятся на 5 групп.
- Прочитайте в учебнике на с.126 план работы.
- Расскажите, в какой последовательности вы будете выполнять работу.
- Изучим материал учебника об органе чувств.
- Приготовим рассказ о нем по плану:
- название органа чувств;
- его значение в нашей жизни;
- гигиена органа чувств.
После выступления групп.
- Выступление какой группы вам понравилось? Почему?
- Сформулируйте вывод.
- Для чего нам нужны органы чувств?
V. Физминутка
VI. Закрепление
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание. Пока я раздаю задания группы вспоминают как правильно работать в группах.
Прочитайте внимательно задание, распределите обязанности в группе.
1 группа «Глаза»
- Смотреть долго телепередачи
- Играть длительное время за компьютером
- Делать зарядку для глаз
- Лёжа читать
- Больше кушать моркови и яблок
- Читать в общественном транспорте
Разрешается - Запрещается.
2 группа «Уши»
- Слушать громкую музыку
- Чистить уши острым предметом
- Каждое утро мыть уши
- Беречь барабанную перепонку
- Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины.
Разрешается - Запрещается.
3 группа «Кожа»
- Закаляться
- Не носить тесную одежду
- Не обрабатывать ранки
- Беречь от ожогов
- Беречь от обмораживания
Разрешается - Запрещается
Даю время на подготовку. Проверяем. Каждая группа объясняет свой ответ.
VII. Работа в тетрадях
В рабочих тетрадях с 74 №1, соедините линиями слова в правом и левом столбиках.
Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим.
VIII. Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
- Кому было комфортно на уроке работать?
- А кому было трудно?
X. Итог урока
- Итак, перечислите органы чувств у человека?
- Какую роль они выполняют?
- Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
XI. Домашнее задание
Д/З с 126-129. Раб. Тетр. № 3 с 74.
Урок закончен, всем хорошего настроения.