Конспект урока окружающего мира на тему «Природное сообщество «луг»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, луг


Цели урока:

  • формирование представления учащихся о луге как о природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать,
  • анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине

Ход урока

I. Организационный момент

- Посмотрите в окно. Какое время года наступает? Зимой природа отдыхает, спит, ждет пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.

И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее хорошо изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место, вы узнаете, выполнив задания.

Приложение

II. Проверка домашнего задания

Ответив верно на вопросы, теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.

- На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?

- Что такое сообщество? Природное сообщество?

(Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).

III. Сообщение темы и целей урока

1. Сравните иллюстрации.

- Что изображено слева? (лес) А справа? (луг) Как вы догадались?

2. Мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека. И тема нашего занятия - «Природное сообщество «луг». (открывается тема урока)

IV. Изучение новой темы

- А что же такое луг? Каким вы его себе представляете?(ответы детей)

- Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.

(Схема. Пункты открываются постепенно)

Существует несколько видов лугов.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Кроме того, существуют суходольные луга. Они орошаются только дождевой водой.

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Альпийский луг - луг, характерный для горных стран. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.

- Для того чтобы получить более точное представление о данном природном сообществе, нам следует изучить его подробно. Мы будем работать в группах.

  • 1 группа: Растения луга.
  • 2 группа: Животные луга.
  • 3 группа: Насекомые луга.
  • 4 группа: Птицы луга.
  • 5 группа: Луг и человек.

Работа в группах. Отчет по группам.

(После отчета группы я читаю стихотворение. Ответы на вопросы по содержанию)

- Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: как же надо охранять луга? что мы можем сделать, чтобы сохранить фауну и флору лугов?

«На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели».

- О чем это стихотворение? Как же надо охранять луга? Что мы можем сделать, чтобы сохранить фауну и флору лугов?

V. Закрепление изученного

- Теперь вы достаточно много узнали о данном сообществе, о животном и растительном мире лугов. Опираясь на иллюстрацию учебника составьте 1 цепь питания. (выполняется в группах)

Проверка задания.

Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

- Прошлым летом группа ребят ходила на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц - все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? (5 ошибок)

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества.

- Я предлагаю вам выполнить тестовые задания, которые покажут, насколько эффективной была работа в группах. Отметки я поставлю выборочно после занятия.

Заполните тест.

VI. Подведение итогов

- Итак, что такое луг?

- Какие растения луга вы знаете? Что о них запомнили?

- Какие живые существа встречаются на лугу?

- Что вы о них знаете?

- Какое влияние человек оказывает на луг?

- Какую роль играют растения в жизни животных?

- Какую роль играют животные в жизни растений?

Вывод: обитатели луга живут сообща, значит, луг является природным сообществом.

- Как мы должны вести себя на лугу?

- Ребята, сегодня вы работали в группах. Понравилось ли вам?

- Как вам больше нравится работать - в группах, или когда каждый работает самостоятельно, индивидуально? Как легче?

VII. Домашнее задание

С. 183-190, вопросы с.189.