Цели урока:
- формирование представления учащихся о луге как о природном сообществе;
- познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать,
- анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине
Ход урока
I. Организационный момент
- Посмотрите в окно. Какое время года наступает? Зимой природа отдыхает, спит, ждет пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.
И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее хорошо изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место, вы узнаете, выполнив задания.
II. Проверка домашнего задания
Ответив верно на вопросы, теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.
- На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?
- Что такое сообщество? Природное сообщество?
(Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).
III. Сообщение темы и целей урока
1. Сравните иллюстрации.
- Что изображено слева? (лес) А справа? (луг) Как вы догадались?
2. Мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека. И тема нашего занятия - «Природное сообщество «луг». (открывается тема урока)
IV. Изучение новой темы
- А что же такое луг? Каким вы его себе представляете?(ответы детей)
- Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.
(Схема. Пункты открываются постепенно)
Существует несколько видов лугов.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Кроме того, существуют суходольные луга. Они орошаются только дождевой водой.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Альпийский луг - луг, характерный для горных стран. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
- Для того чтобы получить более точное представление о данном природном сообществе, нам следует изучить его подробно. Мы будем работать в группах.
- 1 группа: Растения луга.
- 2 группа: Животные луга.
- 3 группа: Насекомые луга.
- 4 группа: Птицы луга.
- 5 группа: Луг и человек.
Работа в группах. Отчет по группам.
(После отчета группы я читаю стихотворение. Ответы на вопросы по содержанию)
- Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: как же надо охранять луга? что мы можем сделать, чтобы сохранить фауну и флору лугов?
«На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели».
- О чем это стихотворение? Как же надо охранять луга? Что мы можем сделать, чтобы сохранить фауну и флору лугов?
V. Закрепление изученного
- Теперь вы достаточно много узнали о данном сообществе, о животном и растительном мире лугов. Опираясь на иллюстрацию учебника составьте 1 цепь питания. (выполняется в группах)
Проверка задания.
Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
- Прошлым летом группа ребят ходила на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц - все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? (5 ошибок)
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества.
- Я предлагаю вам выполнить тестовые задания, которые покажут, насколько эффективной была работа в группах. Отметки я поставлю выборочно после занятия.
Заполните тест.
VI. Подведение итогов
- Итак, что такое луг?
- Какие растения луга вы знаете? Что о них запомнили?
- Какие живые существа встречаются на лугу?
- Что вы о них знаете?
- Какое влияние человек оказывает на луг?
- Какую роль играют растения в жизни животных?
- Какую роль играют животные в жизни растений?
Вывод: обитатели луга живут сообща, значит, луг является природным сообществом.
- Как мы должны вести себя на лугу?
- Ребята, сегодня вы работали в группах. Понравилось ли вам?
- Как вам больше нравится работать - в группах, или когда каждый работает самостоятельно, индивидуально? Как легче?
VII. Домашнее задание
С. 183-190, вопросы с.189.