Художественная роспись на камнях

Разделы: Мастер-класс


Цель мастер-класса: Познакомить детей с приемами нетрадиционного рисования по камню, научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием данного нетрадиционного метода.

Задачи:

  • Образовательная:
    • Формировать знания, умения, практические навыки, творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
    • Сформировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства, научить вписывать свой рисунок на объемное изделие.
  • Развивающая:
    • Развивать у учащихся творческие способности, творческое воображение и умение располагать элементы декоративного узора на объемном изделии (камушках).
  • Воспитательная:
    • Содействовать эстетическому восприятию образов, эмоционально откликаться на художественное воздействие, формировать такие качества личности, как коммуникативность, инициативность.
    • Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Методы и приёмы реализации поставленных задач:

  • Репродуктивный - применение полученных знаний и умений на практике.
  • Словесный - метод беседы, диалога.

Материалы и оборудование:

  • плоские, гладкие морские камни;
  • акриловые краски различных цветов;
  • кисти №1, 2, 3;
  • зубочистки;
  • палитра для красок;
  • стаканчики с водой;
  • влажные и сухие салфетки;
  • декоративные салфетки, ластики и простые карандаши.

Ход мастер-класса

Введение в тему

Воспитатель читает стихотворение:

Я иду по берегу, плещется волна,
А сквозь воду камушки мне видны со дна.
Вдруг блеснуло золото - это только миг.
Наклониться хочется к каждому из них.
Разглядеть получше я их захочу,
Вытащу на сушу, на солнце разгляжу.
Что случилось с ними?
Белый сероват, красный стал коричневым.
Камни не блестят.
Камушки волшебными кажутся в воде,
А сухие камушки не видны нигде.
(Е.Алексеева)

Вы когда-нибудь наблюдали за галькой на морском побережье? Волна накрывает ее, перекатывает. Отдельные камни, перекатываясь и взаимодействуя с другими камнями, приобретают свою индивидуальную огранку, форму. Так происходит многие десятки и сотни лет.

Ничего не напоминает? Волна - это природа, жизнь. Камень - это человек. Только в распоряжении человека как физического объекта нет столько времени как у камня. У него времени меньше. Но это не меняет сути. Взаимодействуя с другими людьми, человек совершенствуется, изменяется, приобретает свою индивидуальность, свою огранку.

Воспитатель рассказывает притчу про камни.

Глубоко в морской пучине жил повелитель морей, царь Нептун. И были у него дочери - красавицы русалки, самую младшую так и назвали Русалочкой. Каждый вечер Русалочка поднималась на поверхность моря и провожала закат. И когда солнце совсем исчезало за горизонтом, она возвращалась к своим сестрам.

А на берегу моря стоял замок с огромным красивым садом, в котором жил молодой принц. По вечерам ему нравилось прогуливаться по побережью и купаться в лучах заходящего солнца.

В один из таких вечеров Русалочка и увидела этого красивого юношу. Море в тот вечер было неспокойным, но принца это не смутило и он все же решил искупаться. Случилось так, что он не рассчитал свои силы и начал тонуть, Русалочка устремилась к нему на помощь. Когда принц очнулся, он увидел перед собой прекрасную девушку. Они познакомились и с тех пор каждый вечер вместе любовались закатом и купались в теплом море. Принц и Русалочка полюбили друг друга. И, набравшись смелости, юноша попросил руки Русалочки у самого Нептуна.

Узнав об этом, отец очень сильно рассердился и строго настрого запретил дочери встречаться с принцем, пообещав превратить ее в морскую пену. (По законам моря русалкам нельзя видеться с людьми). С тех пор, провожая солнце, Русалочка часто вспоминала прекрасного юношу и из ее глаз текли слезы. Касаясь воды, они превращались в маленькие плоские камушки, которые становились больше с каждым годом . И вот такие камушки я нашла на берегу моря и привезла вам.

Приблизившись к камню, можно увидеть, что каждый камень по-своему красив и необыкновенен. У каждого свой цвет, размер, форма, природный рисунок... Можно найти свое отражение даже в камне... При большом желании.

А эпиграфом сегодняшнего мастер-класса будут слова: «Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг».

Камни - это натуральный природный материал. Они окружают нас повсюду. Они могут быть различной формы и размера. Роспись камня очень древний вид искусства. Например, на Востоке и в настоящее время существует традиция дарить друг другу камушки, расписанные своими руками. Издревле считается, что камни обладают собственной «душой» и общение с «душой камня» - самая ценная часть процесса росписи. Человек всегда стремился передать свой опыт и чувства посредством рисунка, украшать свое жилище или защищать от злых сил с помощью магического каменного тотема. Сегодня художественная роспись камней - популярное и востребованное направление в живописи и декорировании. Работы мастеров пополняют частные коллекции, проводятся выставки, мастер- классы , издаются обучающие книги, а у нас еще только начинает завоевывать популярность и потому собственного названия не имеет. Раскрашивая камни, добавляя им детали краской, можно получать удивительные вещи. Не все камни подходят для росписи. Нужно взять камень в руки и посмотреть, как он выглядит. Некоторые камни слишком грубые и их трудно расписывать, а некоторые впитывают краску как губка. Для работы я взяли камни, которые являются гладкими. На такие камни краска ложиться легче всего. Мы с вами будем выполнять роспись на морских камнях - голышах, которые очень хорошо подходят для этого.

Сейчас я раздам цветные образцы росписи морских камней, вы их внимательно рассмотрите. Это и эскиз красивых цветов, волшебных рыбок, матери, радующейся рождению младенца, различных животных и т.д. В моей волшебной шкатулке вы найдёте тот камень, который наиболее подходит по форме для осуществления задуманного. Ведь каждый камень обладает собственной энергией, поэтому вы выберете те камешки, которые подходят именно вам. Можно сделать роспись по образцу, но если у вас, ребята, есть свои задумки и фантазии, то осуществите их и это приветствуется.

Массаж рук:

Камешек в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

Практическая часть урока

Для работы лучше использовать акриловые краски, они создают глянцевую поверхность и не требуют покрытия лаком.

Приступим к выполнению росписи камня. У каждого из вас есть эскиз росписи камня, по которому вы и будете расписывать свой камешек. С чего вы начнёте роспись? Естественно с нанесения контуров рисунка при помощи простого графитного карандаша.

Дети получают конкретные указания, с чего лучше начать построение, как соблюдать последовательность работы.

  • На объёмном изделии (камушке) нарисовать тонкими линиями рисунок простым карандашом.
  • Роспись камня красками: В соответствии с образцом рисунка расписать камни красками , следя за их чередованием, в течение всего мастер-класса воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям и показывает приемы выполнения рисунка.

Итог мастер-класса

Анализ работы учащихся.

В конце мастер-класса работы выставляются и оцениваются. Особое внимание уделяется тому, как проводилось построение композиции, как нарисованы, расположены элементы в работе. Следует отметить рисунки, которые выполнены наиболее качественно.

Критерии оценки:

  • Акуратность выполнения.
  • Цветовой подбор материала.
  • Творческий подход к работе.

Итак, работа над созданием росписи камня закончена, проведем анализ выполненного задания. Анализируются работы каждого пациента: недочёты, ошибки, что получилось, а что не получилось. Анализ производится воспитателем совместно с детьми.

Рефлексия

А теперь каждый из вас получит лист бумаги с вопросами. Вы отвечаете на вопросы, а так как мы сегодня творцы и художники, то и ответ ваш тоже будет творческий в виде весёлого или грустного смайлика.

  • Могли бы вы назвать мастер-класс «Создание шедевра»? Интересно ли тебе было работать на мастер-классе?
  • Дал ли тебе мастер-класс новые знания?
  • Нравится ли тебе твоя работа?
  • Вам было легко (трудно) справиться с заданием?
  • Как вы думаете, цель сегодняшнего мастер-класса достигнута?
  • За что вы хотите похвалить себя или кого-то из участников мастер-класса?

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем! Все молодцы, справились с заданием. Надеюсь, что вы будете совершенствовать свои умения и навыки в технике росписи по камням. До свидания.