Введение
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой -
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил -
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
9 декабря в России отмечается новая памятная дата - День Героев Отечества. Она была установлена Государственной Думой в 2007 году. Этот праздник очень важен для современной России, ведь он концентрирует в себя весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев России со дня ее создания и до сегодняшних дней.
В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги нам, ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова встать на защиту страны - нужны примеры героизма, не показушного, а истинного.
Герой это, прежде всего, труженик войны, где бы ему для этого ратная судьба не назначила место - в окопе или в Генеральном штабе. Если он командир, то, прежде всего, такой, который бережет своих солдат, выполняет поставленные задачи не числом, а умением, не только личной храбростью, но и за счет опыта, настойчивости, самых точных расчетов в период подготовки к сражению.
Наша игра посвящена большому празднику - Дню Героев Отечества.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения игры- викторины «День Героев Отечества».
В связи с праздником, в школе для учащихся 5-х классов прошла познавательная интерактивная игра «Знатоки истории Отечества».
В начале мероприятия ребята познакомились с историей появления праздника, узнали, почему именно эта дата определена как «День Героев Отечества».
Далее для учащихся была проведена игра-викторина на тему «Богатырская застава» и «Герои прошлых лет». Ребята отвечали на вопросы и получали жетоны. Класс, который собрал наибольшее количество жетонов, одержал победу.
Направление: гражданско-патриотическое.
Цель мероприятия: Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и становление личности воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
- углубить и закрепить знание о днях воинской славы России;
- получить возможность расширить базовые умение работы с ИКТ-средствами обучающихся.
Коррекционные (развивающие):
- совершенствовать общие речевые навыки;
- развивать память, логическое мышление и воображение, способствовать развитию восприятия; умение анализировать события.
Воспитательные:
- формировать чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооруженным силам…
- познакомить с историей праздника, прививать детям чувство любви, уважения женщине;
Возраст участников: 5-6 классы.
Форма проведения: игра-викторина.
Оборудование: Ноутбук, проектор, микрофоны, презентация детей «День героев Отечества».
Ожидаемый результат:
- Стимулирование умственной активности воспитанников, их любознательности, творческой деятельности.
- Развитие навыков логического мышления и анализа.
- Формирование ключевых компетенций (гражданских, социальных, информационных).
Ход мероприятия
Ведущий: откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.
«БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА»
Ведущий: я зачитываю вам вопрос и три варианта ответа, у вас на столах лежат карточки с цифрами 1, 2, 3, таким образом, ваша задача поднять карточку с номером соответствующим выбранному вами ответу. После произнесенного ведущим слова «Время» вы поднимаете свою карточку вверх. Выберите правильный вариант ответа на вопрос. Время на обдумывание каждого вопроса - полминуты. За каждый правильный ответ команде присуждается - 1 балл.
1. Каким был первым подвиг Ильи Муромца?
- Схватка с Соловьем-разбойником
- Битва с татарами
- Битва с печенегами
2. Как проходило в древности на Руси братание воинов?
- Они обменивались оружием и крестами, давая клятву побратимства
- Особое приветствие
- Широкий пир для воинов и гостей
3. Из какого города родом Алеша Попович?
- из Мурома
- из Ростова
- из Переславля
4. Из какого города родом Добрыня Никитич?
- из Рязани
- из Новгорода
- из Чернигова
5. Откуда родом Илья Муромец
- из Белоозера
- из Ростова
- из села Карачарово
6. Кому передал богатырь Святогор свой меч-кладенец?
- Микуле Селяниновичу
- Илье Муромцу
- Алеше Поповичу
7. Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие?
- охота
- домохозяйство
- ездили в поле совершать подвиги богатырские
8. Могучий богатырь, который не мог поднять суму перемётную?
- Вольга Всеславович
- Святогор
- Илья Муромец
9. Какое оружие не изображено на картине Виктора Васнецова «Богатыри»?
- секира
- меч
- копье
10. Где похоронен Илья Муромец?
- в Новгороде
- в Киеве
- в Муроме
11. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.
- Микула Селянинович
- Алеша Попович
- Добрыня Никитич
12. Кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать-сыра земля»?
- Микула Селянинович
- Добрыня Никитич
- Илья Муромец
13. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе?
- Вольга Всеславович
- Илья Муромец
- Алеша Попович
14. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Илья Муромец
15. Князь-чародей, умевший превращаться в различных животных.
- Вольга Всеславович
- Михайло Потык
- Алеша Попович
Следующая остановка на Станции «Музыкальная»
1 задание. Битва хоров. Команды по очереди поют предложенную песню по-разному:
- как двоечники
- как хор пенсионеров
- как ансамбль российской армии
- как солисты Большого театра
Оценивается актерское и вокальное мастерство.
Собери пазл. Задание - Правильно собрать пазл. Дается скотч и ножницы, чтобы склеить полученный пазл. Бонусные баллы - пословицы и поговорки о труде, мастерах.
Ведущий: Как выглядит флаг России? Что обозначают полосы на флаге? (ответы детей) Белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Солдатская викторина
- Вооружение Ивана-царевича. (Лук)
- Главный герой русских былин. (Богатырь)
- Рубашка солдата. (Гимнастёрка)
- Тайна по-другому. (Секрет)
- Простейшее плавсредство. (Плот)
- Кем мечтает стать любой солдат? (Генералом)
- Награда римских воинов. (Венок)
- Военное состязание рыцпрей. (Турнир)
- Орудийный снаряд пушки. (Ядро)
- Военная хитрость, которая помогла выиграть Троянскую войну. (Деревянный конь)
- Участок местности для испытания боевого оружия. (Полигон)
- Конный воин в доспехах. (Рыцарь)
- Город оружейников. (Тула)
- Данные о ходе боёв. (Сводка)
- Флаг по другому. (Знамя)
- Место размещения войск. (Лагерь)
- Защитные доспехи. (Кольчуга)
- Опытный воин. (Ветеран)
- Передвижение войск на большие расстояния. (Поход)
- Способ овладения сильно укреплёнными позициями. (Штурм)
- Отряд воинов на Руси. (Дружина)
- Секретное слово. (Пароль)
- Солдатские носки (портянки).
- Весточка с гражданки (письмо)
- Дура на войне (пуля)
- Не бог, не царь, а ослушаться нельзя (командир)
- Солдатский дом (казарма)
- Черный кочет рявкнуть хочет (ружьё)
- Днем обручем, а ночью змеёй (ремень)
- Все голуби вокруг одной проруби (ложки у котелка)
- Царица полей (пехота)
- Самое высокое звание, существовавшее в русской армии (генералиссимус)
- Под себя положу, под голову, и укрыться останется (шинель)
- Работает на ключе (радист)
Заключительный этап: подведение итогов
Под финальную песню из к/ф «Офицеры» воспитанники создают галерею героев Отечества. (приклеивают портреты на подготовленный плакат). Подведение итогов. Награждение.