Цель мероприятия: изучать историю России и развивать устойчивый интерес к математике.
Задачи мероприятия:
- Образовательные: применять математические знания в решении практических задач.
- Развивающие: расширить познания учащихся о Великой Отечественной войне, способствовать переносу знаний в новую ситуацию, развитию логического мышления учащихся, их творческих способностей путём решения задач.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать гражданскую позицию у подрастающего поколения.
- Воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
- Расширять кругозор учащихся.
План урока:
- Постановка цели мероприятия.
- Конкурс «Глазомер».
- Конкурс «Быстрота».
- Конкурс «Натиск».
- Рефлексия.
Ход урока
На доске записан эпиграф мероприятия:
«Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».
Фирдоуси.
Под цитатой располагаются портреты Архимеда и Суворова.
Постановка цели. Ребята, сегодня мы с Вами проводим внеклассное интегрированное мероприятие по истории и математике. А название его совпадает с названием книги великого русского полководца А.В.Суворова «Наука побеждать». Нам предстоит применить математические знания к решению задач и вспомнить некоторые моменты Великой Отечественной войны. В своей книге, которая впервые была издана в 1806 году, А.В.Суворов раскрыл сущность военного искусства. Глазомер, быстрота и натиск - вот, что главное в каждом сражении. Поэтому, нас ждут конкурсы с такими же названиями.
Ученики класса разбиваются на несколько команд, в зависимости от количества учащихся в классе.
Конкурс «Глазомер»
Командам раздаются задания - шифровки на листах.
Шифровки: Перед Вами три строки букв. Из каждой строки нужно вычеркнуть названия:
- Из первой строки - геометрическую фигуру;
- Из второй строки - вид геометрического преобразования (движения);
- Из третьей строки - компонент арифметического действия.
Из оставшихся букв Вы прочитаете цитаты А.В.Суворова из книги «Наука побеждать». Запишите их в ответ.
- т в р р а е п м е ц я и я
- д с р и а м г о м е т ц е р н н и е е я
- с л а в г с а е е г о м о е
Вычёркиваются из 1) трапеция; из 2) симметрия; из 3) слагаемое.
Ответ: Время драгоценнее всего.
- к н е в а н д а в р и с т а ь т
- з а п т о м в е о в р а е о т т
- р а с ч с а с у т д о н о е к
Вычёркиваются из 1) квадрат; из 2) поворот; из 3) частное.
Ответ: Ненависть затмевает рассудок.
- д и с р ц и п о л и м н б а -
- п м е а р е т н ь о с
- в п ы о ч б е и д т ы а е м о е
Вычёркиваются из 1) ромб; из 2) перенос; из 3) вычитаемое.
Ответ: Дисциплина - мать победы.
Конкурс «Быстрота»
«Одна минута решает исход сражения. Один час - успех кампании, один день судьбу империи», - А.В.Суворов.
В этом конкурсе задаются вопросы по теме о Великой Отечественной войне. Ответами на вопросы являются числа.
Команда, отвечающая правильно и быстрее остальных, получает балл за ответ.
Вопросы:
1). Назовите дату начала ВОВ (22 июня 1941).
2). Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней).
3). Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? (Симфония № 7).
4). Во время блокады Ленинграда ежедневная норма хлеба для военнослужащих составляла 500г, для рабочих 250г. Какая норма хлеба была для остальных людей? (125 г.).
5). Какую модель танка сконструировал М.И.Кошкин? (Т-34).
6) В 1941г. при обороне Москвы у разъезда Дубосеково бойцы из дивизии генерала Панфилова ценой собственных жизней остановили наступление немцев. Сколько их было?(28).
7). Сколько дней длилась Сталинградская битва?(200).
8) В каком году была Курская Битва? (1943).
9) Советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина. Немцы называли его «чёрная смерть» (ИЛ-2).
10). Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине? (30 апреля, 1945 года).
11). Назовите годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
12).Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2023 году? (78).
Конкурс «Натиск»
Командам на листах выдаются задания - закодированные названия советских военных операций в годы Великой Отечественной войны.
Таблица кодов составлена по аналогии с таблицей квадратов натуральных чисел. Баллы начисляются при «раскодировании» военных операций. Дополнительные баллы даются тем командам, которые кратко смогли рассказать о них.
Найдите кодовые названия операций Великой Отечественной Войны.
Единицы
|
|||||||
Д
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
2 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
|
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
|
4 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
|
5 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
|
6 |
Э |
Ю |
Я |
|
|
|
1)
43 |
36 |
11 |
33 |
|
|
|
|
Ответ: «Уран». 19 ноября 1942 года началась операция «Уран» - стратегическое наступление советских войск под Сталинградом, которое привело к окружению и последующему разгрому армии Паулюса.
2)
24 |
41 |
26 |
36 |
11 |
|
|
|
|
|
Ответ: «Искра». Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
3)
12 |
11 |
14 |
36 |
11 |
42 |
24 |
34 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: «Багратион». Наступательная, самая масштабная военная операция ВОВ. В результате успешных действий Красной Армии была освобождена территория Беларуси, восточной Польши, часть Балтии и практически полностью разгромлена германская группа армий "Центр".
Рефлексия
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
В 2011 году в Томске было инициировано движение «Бессмертный полк». Создателями его стали журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев. Теперь это движение приобрело международный статус. И каждый год 9 мая люди с портретами своих родных, участников ВОВ, проходят по улицам разных городов и стран, но в едином марше чтут героев, которые ценой своих жизней завоевали Победу над фашизмом!
Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»..
Это мероприятие посвящается моим родным: маме Груздевой (Елисеевой) Тамаре Матвеевне - поколение «Дети войны» и дяде Елисееву Виктору Матвеевичу, уроженцам г.Курска.
Елисеев Виктор Матвеевич (22.01.1924-04.02.1945), уроженец Курской области, Рышковского сельсовета. Гвардии старший сержант, помощник командира взвода автоматчиков. После окончания "десятилетки" поступил в Харьковский институт на юридический факультет и добровольцем ушёл на фронт. Не дожил до Победы совсем немного, погиб в Польше. Брат моей мамы и мой дядя! Мы помним, мы гордимся! Мой дедушка - Елисеев Матвей Дмитриевич (отец моей мамы и дяди Вити) во время войны был в Народном Ополчении, а бабушка - Елисеева Анна Михайловна вместе с семерыми оставшимися детьми находилась на оккупированной немцами территории. Это страшно! Не дадим фальсифицировать историю, будем помнить и рассказывать о подвиге нашего народа следующим поколениям! Вечная память героям!!!. Спасибо за Победу!!! Всем мирного неба над головой!
«Бессмертный полк» онлайн, 2020.