Внеклассное мероприятие по математике "Наука побеждать"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Они сражались за Родину»


Цель мероприятия: изучать историю России и развивать устойчивый интерес к математике.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные: применять математические знания в решении практических задач.
  • Развивающие: расширить познания учащихся о Великой Отечественной войне, способствовать переносу знаний в новую ситуацию, развитию логического мышления учащихся, их творческих способностей путём решения задач.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать гражданскую позицию у подрастающего поколения.
  • Воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
  • Расширять кругозор учащихся.

План урока:

  1. Постановка цели мероприятия.
  2. Конкурс «Глазомер».
  3. Конкурс «Быстрота».
  4. Конкурс «Натиск».
  5. Рефлексия.

Ход урока

На доске записан эпиграф мероприятия:

«Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».
Фирдоуси.

Под цитатой располагаются портреты Архимеда и Суворова.

Постановка цели. Ребята, сегодня мы с Вами проводим внеклассное интегрированное мероприятие по истории и математике. А название его совпадает с названием книги великого русского полководца А.В.Суворова «Наука побеждать». Нам предстоит применить математические знания к решению задач и вспомнить некоторые моменты Великой Отечественной войны. В своей книге, которая впервые была издана в 1806 году, А.В.Суворов раскрыл сущность военного искусства. Глазомер, быстрота и натиск - вот, что главное в каждом сражении. Поэтому, нас ждут конкурсы с такими же названиями.

Ученики класса разбиваются на несколько команд, в зависимости от количества учащихся в классе.

Конкурс «Глазомер»

Командам раздаются задания - шифровки на листах.

Шифровки: Перед Вами три строки букв. Из каждой строки нужно вычеркнуть названия:

  • Из первой строки - геометрическую фигуру;
  • Из второй строки - вид геометрического преобразования (движения);
  • Из третьей строки - компонент арифметического действия.

Из оставшихся букв Вы прочитаете цитаты А.В.Суворова из книги «Наука побеждать». Запишите их в ответ.

  1. т в р р а е п м е ц я и я
  2. д с р и а м г о м е т ц е р н н и е е я
  3. с л а в г с а е е г о м о е

Вычёркиваются из 1) трапеция; из 2) симметрия; из 3) слагаемое.

Ответ: Время драгоценнее всего.

  1. к н е в а н д а в р и с т а ь т
  2. з а п т о м в е о в р а е о т т
  3. р а с ч с а с у т д о н о е к

Вычёркиваются из 1) квадрат; из 2) поворот; из 3) частное.

Ответ: Ненависть затмевает рассудок.

  1. д и с р ц и п о л и м н б а -
  2. п м е а р е т н ь о с
  3. в п ы о ч б е и д т ы а е м о е

Вычёркиваются из 1) ромб; из 2) перенос; из 3) вычитаемое.

Ответ: Дисциплина - мать победы.

Конкурс «Быстрота»

«Одна минута решает исход сражения. Один час - успех кампании, один день судьбу империи», - А.В.Суворов.

В этом конкурсе задаются вопросы по теме о Великой Отечественной войне. Ответами на вопросы являются числа.

Команда, отвечающая правильно и быстрее остальных, получает балл за ответ.

Вопросы:

1). Назовите дату начала ВОВ (22 июня 1941).

2). Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней).

3). Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? (Симфония № 7).

4). Во время блокады Ленинграда ежедневная норма хлеба для военнослужащих составляла 500г, для рабочих 250г. Какая норма хлеба была для остальных людей? (125 г.).

5). Какую модель танка сконструировал М.И.Кошкин? (Т-34).

6) В 1941г. при обороне Москвы у разъезда Дубосеково бойцы из дивизии генерала Панфилова ценой собственных жизней остановили наступление немцев. Сколько их было?(28).

7). Сколько дней длилась Сталинградская битва?(200).

8) В каком году была Курская Битва? (1943).

9) Советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина. Немцы называли его «чёрная смерть» (ИЛ-2).

10). Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине? (30 апреля, 1945 года).

11). Назовите годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

12).Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2023 году? (78).

Конкурс «Натиск»

Командам на листах выдаются задания - закодированные названия советских военных операций в годы Великой Отечественной войны.

Таблица кодов составлена по аналогии с таблицей квадратов натуральных чисел. Баллы начисляются при «раскодировании» военных операций. Дополнительные баллы даются тем командам, которые кратко смогли рассказать о них.

Найдите кодовые названия операций Великой Отечественной Войны.

Единицы

Д
е
с
я
т
к
и

1

2

3

4

5

6

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Ё

Ж

З

И

Й

К

3

Л

М

Н

О

П

Р

4

С

Т

У

Ф

Х

Ц

5

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

6

Э

Ю

Я

1)

43

36

11

33

Ответ: «Уран». 19 ноября 1942 года началась операция «Уран» - стратегическое наступление советских войск под Сталинградом, которое привело к окружению и последующему разгрому армии Паулюса.

2)

24

41

26

36

11

Ответ: «Искра». Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

3)

12

11

14

36

11

42

24

34

33

Ответ: «Багратион». Наступательная, самая масштабная военная операция ВОВ. В результате успешных действий Красной Армии была освобождена территория Беларуси, восточной Польши, часть Балтии и практически полностью разгромлена германская группа армий "Центр".

Рефлексия

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».

В 2011 году в Томске было инициировано движение «Бессмертный полк». Создателями его стали журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев. Теперь это движение приобрело международный статус. И каждый год 9 мая люди с портретами своих родных, участников ВОВ, проходят по улицам разных городов и стран, но в едином марше чтут героев, которые ценой своих жизней завоевали Победу над фашизмом!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»..

Это мероприятие посвящается моим родным: маме Груздевой (Елисеевой) Тамаре Матвеевне - поколение «Дети войны» и дяде Елисееву Виктору Матвеевичу, уроженцам г.Курска.

Елисеев Виктор Матвеевич (22.01.1924-04.02.1945), уроженец Курской области, Рышковского сельсовета. Гвардии старший сержант, помощник командира взвода автоматчиков. После окончания "десятилетки" поступил в Харьковский институт на юридический факультет и добровольцем ушёл на фронт. Не дожил до Победы совсем немного, погиб в Польше. Брат моей мамы и мой дядя! Мы помним, мы гордимся! Мой дедушка - Елисеев Матвей Дмитриевич (отец моей мамы и дяди Вити) во время войны был в Народном Ополчении, а бабушка - Елисеева Анна Михайловна вместе с семерыми оставшимися детьми находилась на оккупированной немцами территории. Это страшно! Не дадим фальсифицировать историю, будем помнить и рассказывать о подвиге нашего народа следующим поколениям! Вечная память героям!!!. Спасибо за Победу!!! Всем мирного неба над головой!

«Бессмертный полк» онлайн, 2020.