Совершенствование самоконтроля за произношением у детей с нарушениями слуха путем коррекции их самооценки и мотивации

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог


Совершенствование навыка самоконтроля за произносительной стороной речи у детей с нарушениями слуха является одной из самых актуальных проблем в работе сурдопедагога.

В нашей образовательной организации накоплен немалый опыт по решению этой проблемы, но практика показывает, что уровень самоконтроля учащихся за произношением остаётся ниже прогнозируемых результатов.

Именно поэтому, в рамках методического объединения учителей-дефектологов, совместно с психологами школы, было решено подготовить и провести педагогический совет по теме «Совершенствование самоконтроля за произношением у детей со слуховой депривацией путем коррекции их самооценки и мотивации».

Объектом исследования был определён процесс формирования произношения у детей со слуховой депривацией.

Предметом исследования стали особенности формирования самоконтроля за произношением у детей со слуховой депривацией.

Цель работы: определить условия, способствующие формированию прочных навыков самоконтроля за произношением у учащихся со слуховой депривацией.

В процессе работы нам предстояло подтвердить либо опровергнуть следующее предположение: совершенствовать навык самоконтроля за произношением у учащихся со слуховой депривацией возможно путём коррекции их самооценки и мотивации, с учётом влияния педагога на эти процессы.

Очень важно сформировать у обучающихся именно регулирующий уровень самоконтроля за произносительной стороной речи. Это возможно только при наличии высокой мотивации, как у учащихся, так и у педагогов к процессу обучения правильному произношению.

Непосредственное влияние на формирование регулирующего уровня самоконтроля за произношением оказывает и адекватность самооценки учащихся и педагога. Далее представлена схема, которая показывает характер взаимодействия процессов мотивации и самооценки при формировании у обучающихся со слуховой депривацией регулирующего уровня самоконтроля за произношением.

Работа над проблемой включила в себя следующие этапы:

  • I этап - подготовительный;
  • II этап - диагностический;
  • III этап - аналитический;
  • IV этап - практический.

Первый этап включил в себя следующие мероприятия:

  1. Составление плана работы школы на год с учётом поставленной проблемы и определение целей и задач работы всех специалистов.
  2. Планирование и организация серии встреч со всеми участниками образовательного процесса с целью информирования и вовлечения в обсуждение проблемы.

На диагностическом этапе была проведена серия диагностик.

Психологами школы был выявлен характер личностной самооценки учащихся и педагогов. Также была проведена диагностика мотивации учащихся на предмет отношения к формированию своего произношения и диагностика мотивации педагогов на предмет отношения к формированию произношения у учащихся. Сурдопедагоги провели диагностику самооценки произношения учащихся и диагностику сформированности навыка самоконтроля за произношением. Администрация осуществляла организацию и общий контроль.

На аналитическом этапе был проведен общий анализ результатов всех диагностик, сделаны общие выводы и определены пути решения проблемы.

Всё это позволило выявить причины, влияющие на формирование у учащихся навыков самоконтроля за произношением:

  1. В основе проблемы формирования прочного навыка самоконтроля у учащихся со слуховой депривацией лежат и личностные психологические причины, касающиеся как личности самого учащегося, так и педагогов, работающих с ним
  2. Одна из важнейших психологических причин - неадекватная самооценка учащихся, оказывающая непосредственное влияние и на самооценку произношения.
  3. На формирование адекватной самооценки учащихся оказывают влияние педагоги, а их самооценка является направляющим фактором в этом процессе.
  4. Несформированность мотивации учащихся и формирующая роль педагогов в этом процессе - ещё одна психологическая причина, влияющая на формирование навыка самоконтроля.

На практическом этапе была проведена серия семинаров, заседаний методических объединений школы, направленных на изучение возможностей практического решения выявленных на аналитическом этапе проблем.

Итогом проведённой работы стало заседание педагогического совета по теме «Совершенствование самоконтроля за произношением у детей с нарушениями слуха, путём коррекции их самооценки и мотивации».

Работа педагогического совета проходила путем обсуждения проблемы в группах - учителей и воспитателей. Поиск путей решения проблемы осуществлялся в технике «мозгового штурма» по схеме: микрогруппа - подгруппа - группа. Роль координаторов групп была отведена психологам. Кураторами в группах были сурдопедагоги, которыми оказывалась методическая помощь. Для выработки проекта решения педсовета была создана рабочая группа. Подготовленный проект решения был представлен педагогическому коллективу школы и утвержден с учетом внесения ряда поправок.

Педагогическим советом было принято решение:

Для формирования адекватной самооценки учащихся необходимо:

  1. Учить ставить перед собой реальные цели, соответствующие индивидуальным особенностям.
  2. Самооценка произношения должна присутствовать на всех режимных моментах.
  3. С целью развития слухового внимания и слухового самоконтроля чередовать на всех режимных моментах самооценку и взаимооценку произношения.
  4. Продолжить серию семинаров для учителей, воспитателей и родителей по проблемам формирования навыков самоконтроля за произношением у учащихся со слуховой депривацией.

Для повышения мотивации учащихся необходимо:

  1. Педагогам учитывать силу и значимость своих предубеждений по отношению к обучающимся и применять правило педагогики: Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического прогнозирования учителя!
  2. Помочь обучающимся осознать внутреннюю причину своих неуспехов - недостаточность усилий. Создавать на всех уроках ситуацию успеха, но, чтобы успех достигался с усилием. Неудача возможна. Причины неудачи обсуждаются с целью поиска выхода из этой ситуации.
  3. Продолжить частичную социальную интеграцию в среду слышащих обучающихся, начиная с начальной школы.

После работы, проведенной по решениям педсовета, были проведены повторные диагностики. Это позволило сделать сравнительный анализ результатов первичной диагностики и вновь представленных показателей.

Сравнительный анализ диагностик позволил выявить наличие положительной динамики и тем самым подтвердить выдвинутое на подготовительном этапе предположение о том, что «Совершенствовать навык самоконтроля за произношением у обучающихся со слуховой депривацией возможно путём коррекции их самооценки и мотивации, с учётом влияния педагога на эти процессы».

Коллективу предстоит продолжить работу в данном направлении с целью получения желаемой динамики сформированности регулирующего уровня самоконтроля за произносительной стороной речи у обучающихся со слуховой депривацией.