Сценарий нетрадиционного праздника "Рождественские колядки" для детей среднего и старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: приобщение детей к народным традициям.

Задачи:

  • воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.
  • формировать познавательные потребности и интересы, активность;
  • обогащать социальный опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;

Предварительная работа: беседы с детьми о христианском празднике Рождество, Святочных гаданиях, о персонаже «Домовой», разгадывание загадок о зиме, знакомство с русской народной игрой «Дедушка Домовой», музыкальной русской народной игрой «Золотые ворота».

Ход праздника

Воспитатель старшей группы звонит по телефону педагогу средней группы. (громкая связь)

Здравствуйте. Дома ли хозяева? (Дома)
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!
Можно колядовать?

Воспитатель средней группы (хозяйка): - Ребята, к нам в гости идут дети старшей группы, с колядками и играми. Приглашаем их к нам в группу? Коли к нам не зайдут, так к соседям пойдут.

(дети по громкой связи приглашают гостей)

- Можно колядовать, приходите, да веселье с собой приносите.

(Дети наряжаются в костюмы зверей, петрушек, матрёшек. Повязывают платки, полушалки, ленты)

- Чтобы было веселей, встретим наших гостей загадками да колядками.

(дети, 4 пары встают в раздевалке, в руках у них широкие ленты, перегораживающие проход)

- Заходят гости (старшие дети с педагогом)

- Воспитатель средней группы (хозяйка): Вы зачем к нам пришли?

- Воспитатель старшей группы:

В гости Коляда пришла
И веселье принесла
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Воспитатель средней группы (хозяйка):

Проходите, милости просим.
Только вот вам ворота.

Они не просто открываются, чтоб ворота открыть, нужно отгадать загадки, или спеть колядки.

1 пара с лентой:

- Отгадайте загадку (1 пара вместе загадывают загадку)

Идёт народ,
Разряжен, разукрашен,
Песни поёт, корзинку несёт.
В каждый дом народ зайдёт,
Да гостинцев ждёт.
Какой праздник? (колядки)

2 пара с лентой:

- Молодцы, ребятки, с вас сейчас колядка. (гости поют или рассказывают колядку)

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Счастья тому, кто в этом дому.
Людям всем добра желаем.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровьего!

3 пара с лентой:

- У вас - колядка, у нас - загадка. (3 пара вместе загадывают загадку)

Крутятся, вертятся,
С горки летят,
Много веселья с ними у ребят
У кого - ватрушка,
У кого - ледянка.
А у нас с тобою просто…
(санки)

4 пара с лентой:

(4 пара детей опускает ленту низко)

- Эта лента не простая, эта лента удалая.
Скок - поскок,
Да к нам за порог!

(гости перепрыгивают через ленту)

Воспитатель средней группы (хозяйка):

- Всех вас в круг я приглашаю, и веселье объявляю!
Будем песни петь, играть, Коляду прославлять!

(за дверью раздаётся стук, шуршание, ворчание)

- Ой, кто это ворчит, к нам торопится, спешит? Кто ты?

Домовой: (Голос из-за двери) Я Домовой. Про меня вы позабыли, на праздник не пригласили. Я обидится могу.

Воспитатель средней группы (хозяйка): - Не обижайся, выходи к нам. (Домовой ворчит, отказывается) Ребята, давайте пригласим Домового все вместе. А звать будем так: «Домовой, домовой, приходи ты к нам домой» (все вместе зовут Домового3 раза

Домовой: - А вот и я, добрый день мои друзья!

Воспитатель средней группы (хозяйка): - Мы тебе очень рады, правда, ребята? Расскажи нам о себе.

Домовой: - Так и быть расскажу. Слушайте!

Я хозяйственный такой - добрый Кузя Домовой.
Поиграть с вами могу, всем испечь по пирогу.
И порядок наведу, все игрушки соберу.

Воспитатель средней группы (хозяйка): Мы всё узнали о тебе, Кузя поиграй с нами пожалуйста. Наши ребята про тебя игру знают, тебе понравиться играть.

(дети просят Домового поиграть с ними, Домовой соглашается)

Игра «Домовой» (Дети встают в круг, и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню, Домовой в кругу)

- Добрый Кузя Домовой,
Мы пришли играть с тобой.
Что умеешь делать ты,
Нам скорее покажи,
А мы будем повторять и отгадывать.

Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения: варит кашу, чешет котёнка, печёт пироги, гладит котёнка…

С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой и отгадывают, что он делал.

Воспитатель средней группы (хозяйка):

- Домовой с нами играл, но, наверное, устал.
Домовой, посиди, на ребят погляди.

А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим, да про гаданья святочные расскажем.

Воспитатель старшей группы: - Перед Рождеством не только колядовали, но ещё и гадали. Гадания были разные, в основном шуточные. Святочные гадания - это старинная традиция. Гадали обычно тогда, когда собирались на посиделки. У нас с вами как раз посиделки! Давайте-ка мы тоже погадаем с вами вместе!

Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.

(Педагоги берут 2 заранее приготовленных горшочка, в них разные предметы. Дети по очереди вытаскивают на ощупь предметы, а Домовой объясняет значение)

  • Лента - к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
  • Морковь - не будете болеть целый год
  • Пуговица- жить в большой семье.
  • Карандаш - к успехам в учёбе…
  • Расчёска - весь год будете ходить опрятным и красивым.
  • Бусы - получите в этом году много подарков
  • Конфета - весь год сладости есть будете
  • Нитки - будете в этом году много путешествовать.
  • Буква - скоро научишься читать
  • Машинка - будешь шофёром, или хорошим водителем
  • Монета - скоро разбогатеешь
  • Губка- будешь маме помогать по хозяйству
  • Вата - спокойная жизнь.
  • Хлеб - достаток в доме.
  • Машинка - путешествие.
  • Ключи - к новоселью.
  • Смайлик - год будет веселым.
  • Прищепка - к новым друзьям
  • Полотенце - дорога, путешествие
  • Книга - будешь ты учен, знанием силен.
  • Прихватка - ты хорошая хозяйка
  • Мяч - будешь спорт любить, все рекорды бить.

- Спасибо тебе за помощь, Кузя Домовой. Всем ребятам погадал, всем добра пожелал

Воспитатель средней группы (хозяйка):

- Хватит гадать, пора в игры играть!
Раз-два, раз-два, начинается игра «Золотые ворота»

(дети средней группы - ворота, дети старшей группы - проходят. Затем меняются. Проводить несколько раз по желанию детей)

Воспитатель старшей группы: - Поиграли, погадали, а теперь немного отдохнем и еще одну колядку послушаем. (предложить детям сесть на ковры)

Ну-ка добрая хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастье, радость в дом несём!
Пирожки ещё мы ждём!
Пусть здоровье в доме будет,
Коляда вас не забудет!

Воспитатель средней группы (хозяйка): - Я вам тоже всем желаю счастья, достатка, здоровья и приглашаю вас на чаепитие.

(дети, взрослые, Домовой рассаживаются за предварительно накрытые столы в произвольном порядке. Для детей, которые быстро попили чай, проводятся игры «Палочка - моталочка», «Попади в корзину», «Удочка», самым ловким приготовить призы - мармеладные конфеты, карандаши, точилки, блокнотики и т.д.)

По окончании чаепития дети прощаются, желают друг другу здоровья, всех благ, гостям дают «гостинчики» - угощения с собой.