Пояснительная записка
Актуальность: математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, её понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Использование игр с цветными палочками
Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата.
Цель проекта: Развитие элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Состав участников проекта: воспитанники старшей группы, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной старей группы.
Продукт проекта: изготовление лэпбука «Палочки Кюизенера». Конспекты,. дидактические игры.
Проблемная ситуация: Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.
Задачи проекта:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с цветными палочками Кюизенера;
- продолжать знакомить с математическими представлениями: количеством и счётом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени;
- учить создавать сюжетные композиции;
- продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, кругозор;
- продолжать развивать связную речь (диалогическую, монологическую);
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
- развивать общую моторику кисти рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к играм при помощи цветных палочек Кюизенера;
- воспитывать любознательность, жизнерадостную, целеустремлённую, волевую личность;
- воспитывать умение работать в паре, в команде.
Предполагаемый результат:
- Дети усвоят эталоны цвета;
- Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счёта;
- Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей).
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Лэпбук «Палочки Кюизенера», схемы, альбомы «Волшебные дорожки», «Веселые цветные числа», «Дом с колокольчиком», «На Золотом крыльце», «Посудная лавка», «Демонстрационный материал к блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера».
- Конспекты занятий: «Строим дорожки», «Подбираем к домику крышу», «Чудесный мешочек», «Найди и покажи», «Коврик для кошки», «Поезд», «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая, низкая». «Мосты через реку», «Цвет и число», «Путешествие на поезде», «Угадай на ощуп», «Подбери цифру», «По порядку становись»
Занятия:
- «Конструирование плотов на реке»,
- «Дом и мебель для сказочных героев»
- Рисование «Разноцветные вагончики»
- Конструирование цифр
- Театрализация по сказке «Три медведя»
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Работа с родителями:
- Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам математического развития детей дошкольного возраста
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
- Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
1. Консультация для родителей:
- «Как работать с палочками Кюизенера?»
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
2. Беседа: «Разноцветные палочки Кюизенера. Играем в детском саду и дома».
3. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку?»
Список литературы
- Б.Б.Финкельштейн, Э.Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», Посудная лавка», «Веселые цветные числа», «Демонстрационный материал к блокам Дьеныша и палочкам Кюизенера». СПб, «Корвет».
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
- Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007г.
- Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008г.
- Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски».
- Р.Л.Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
- Т.А.Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир.
- Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски»
Этапы проекта«Палочки Кюизенера как средство математического развития дошкольников» для детей старшей группы № 5
Этапы проекта,
|
Деятельность воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту |
Деятельность детей |
1 этап.
|
Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов.
|
Принимают задачу проекта. |
2 этап.
|
|
|
3 этап.
|
Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение).
|
|
4 этап.
|
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
|
5. Мониторинг, предполагаемой педагогической диагностики.
- Количество участников проекта детей до 100%. Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 70%.
- Количество реализованных мероприятий 100%. Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85%.
- Количество педагогов (воспитателей), последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.