Проект по теме «Палочки Кюизенера как средство математического развития дошкольников»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, палочки Кюизенера


Пояснительная записка

Актуальность: математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, её понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Использование игр с цветными палочками

Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата.

Цель проекта: Развитие элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Состав участников проекта: воспитанники старшей группы, родители.

По характеру контактов: с воспитанниками одной старей группы.

Продукт проекта: изготовление лэпбука «Палочки Кюизенера». Конспекты,. дидактические игры.

Проблемная ситуация: Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с цветными палочками Кюизенера;
  • продолжать знакомить с математическими представлениями: количеством и счётом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени;
  • учить создавать сюжетные композиции;
  • продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, кругозор;
  • продолжать развивать связную речь (диалогическую, монологическую);
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
  • развивать общую моторику кисти рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к играм при помощи цветных палочек Кюизенера;
  • воспитывать любознательность, жизнерадостную, целеустремлённую, волевую личность;
  • воспитывать умение работать в паре, в команде.

Предполагаемый результат:

  • Дети усвоят эталоны цвета;
  • Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
  • Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
  • Свободно ориентируются по числовому ряду;
  • Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
  • Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
  • Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
  • Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
  • Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
  • Повысится уровень знаний в области счёта;
  • Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей).

Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.

Средства и оборудование:

  • Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
  • Методические: Лэпбук «Палочки Кюизенера», схемы, альбомы «Волшебные дорожки», «Веселые цветные числа», «Дом с колокольчиком», «На Золотом крыльце», «Посудная лавка», «Демонстрационный материал к блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера».
  • Конспекты занятий: «Строим дорожки», «Подбираем к домику крышу», «Чудесный мешочек», «Найди и покажи», «Коврик для кошки», «Поезд», «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая, низкая». «Мосты через реку», «Цвет и число», «Путешествие на поезде», «Угадай на ощуп», «Подбери цифру», «По порядку становись»

Занятия:

  • «Конструирование плотов на реке»,
  • «Дом и мебель для сказочных героев»
  • Рисование «Разноцветные вагончики»
  • Конструирование цифр
  • Театрализация по сказке «Три медведя»
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Работа с родителями:

  • Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам математического развития детей дошкольного возраста
  • Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
  • Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы

1. Консультация для родителей:

  • «Как работать с палочками Кюизенера?»
  • «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

2. Беседа: «Разноцветные палочки Кюизенера. Играем в детском саду и дома».
3. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку?»

Список литературы

  • Б.Б.Финкельштейн, Э.Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», Посудная лавка», «Веселые цветные числа», «Демонстрационный материал к блокам Дьеныша и палочкам Кюизенера». СПб, «Корвет».
  • В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
  • Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007г.
  • Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008г.
  • Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски».
  • Р.Л.Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
  • Т.А.Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир.
  • Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски»

Этапы проекта«Палочки Кюизенера как средство математического развития дошкольников» для детей старшей группы № 5

Этапы проекта,
указать временные рамки

Деятельность воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап.
Поисковый, постановка проблемы.

Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов.
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компе­тентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу проекта.

2 этап.
Аналитический

  • Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
  • Анкетирование родителей по теме.

3 этап.
практический

Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение).
Все виды детской деятельности. НОД: ФКЦМ, совместная и самостоятельная деятельность детей: дидактические игры.
«Строим дорожки», «Подбираем к домику крышу», «Чудесный мешочек», «Найди и покажи», «Коврик для кошки», «Поезд», «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая, низкая». «Мосты через реку», «Цвет и число», «Путешествие на поезде», «Угадай на ощуп», «Подбери цифру», «По порядку становись».
Занятия: «Конструирование плотов на реке», «Дом и мебель для сказочных героев»
Рисование «Разноцветные вагончики».
Конструирование цифр
Театрализация по сказке «Три медведя»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

4 этап.
презентационный - рефлексивный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Продукт проекта. Методические разработки (тема, форма).
Обобщение и распространение опыта работы. Защита проекта.

5. Мониторинг, предполагаемой педагогической диагностики.

  • Количество участников проекта детей до 100%. Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 70%.
  • Количество реализованных мероприятий 100%. Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85%.
  • Количество педагогов (воспитателей), последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

Перспективный план по проекту «Палочки Кюизенера как средство математического развития дошкольников» для детей средней №5

Приложения