Цель: вырабатывать практические навыки измерения объёма тел правильной и неправильной формы.
Задачи:
Образовательные ученик должен усвоить:
- понятие физической величины и единиц измерения;
- способы измерения физических величин;
Развивающие ученик должен уметь:
- переводить кратные единицы в основные;
- определять цену деления и показания измерительных приборов;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы;
- развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
- Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.
Оборудование: сосуд с водой, линейка, тела неправильной формы, мензурки, пробирка.
Тип урока: урок получения новых знаний
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Оглашение темы и цели урока
Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Наука начинается там, где начинаются измерения». В ходе этого урока вы узнаете, что такое измерение, вспомните, что такое цена деления шкалы измерительного прибора и как ее рассчитать, а также научитесь определять погрешность (неточность) результатов измерений.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Что значит измерить физическую величину?
2. В каких единицах и каким прибором измеряют длину?
3. В каких единицах и каким прибором измеряют площадь?
4. Сравните:
Какая величина больше и на сколько
916 мм3 или 9 см3 16 мм3
Какая величина меньше и во сколько раз
125 дм3 или 40 см3
5. Что такое физический прибор?
6. Как определить цену деления прибора?
IV. Новый материал
1. Техника безопасности на уроке с практической работой. Работа с физическими приборами.
2. Способы измерения объема тел.
Как определить объём тела правильной формы?
Единицы измерения объема в системе СИ является м3. Более мелкая единица - миллилитр.
- 1 мл = 1 л/1000
- 1 л = 1000 мл
- 1 л = 1 дм3 = 1000 см3 = 1000 мл = 1000000 мм3
- 1 см3 = 1 мл = 1000 мм3
Мензурка (мерный цилиндр) стеклянный конический или цилиндрический сосуд с носиком и шкалой.
В каких единицах измеряют объём мензуркой?
Определить цену деления мензурок, изображенных на карточках, лежащих на столе.
Практическая работа
Наша задача определить объем тел неправильной формы.
Найти на столе физический прибор, у которого есть шкала.
Для работы нам нужна таблица. Прикрепите ее на лист тетради.
Практическая работа
Цель работы: определить объём тела правильной и неправильной формы.
Оборудование: набор тел правильной формы; линейка; мензурка; пробирка.
Отчёт о работе
Найдем цену деления мензурок, находящихся на ваших столах. Обозначим широкую мензурку №1, а узкую - №2.
Ц.д.м №1=
Ц.д.м №2=
Произведем измерение объемов тел, лежащих на столе
- Измерим объем воды м пробирке. Для этого нальем в нее воду, а затем выльем эту воду в узкую мензурку. Определим ее объем.
- Измерим объем тел неправильной формы, запишем результат в таблицу.
№ опыта |
Название тела |
Первоначальный объем воды, V1 |
Конечный объем воды, V2 |
Объем тела, V= V2 - V1 |
1 |
пробирка |
- |
- |
|
2 |
Тело №1 |
|
|
|
3 |
Тело №2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тело №1
V = V2 - V1 =
Тело №2
V = V2 - V1 =
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Понравился урок?
VI. Домашнее задание
Пользуясь кухонным мерным стаканом, определить вместимость чашки, стакана, какого-нибудь фрукта или овоща.
Используемая литература
- Мартемьянова Т.Ю. PROфизика, учебно-методическое пособие для учителей, детей и родителей.