Участники проекта: дети подготовительной группы.
Вид проекта: информационный.
Тип проекта:
- по организационной форме - групповой;
- по длительности - краткосрочный;
- по содержанию - монопроектный.
Срок реализации: 1 неделя.
Актуальность. Кукла всегда сопровождает человека. С куклой ребята узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает в воспитании детей. Кукла известна с глубокой древности, и она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Кукла - неизменный спутник человека, в ней таится великая загадка! Заглянув в прошлое мы узнаем нашу историю, ведь кукла является частью культуры всего человечества.
Объект исследования: кукла, как отражение своего времени.
Предмет исследования: процесс появления и развития куклы.
Цель: приобщение детей к русской-народной культуре.
Задачи:
- способствовать пониманию детьми представлений об историческом времени (какими были куклы);
- расширить знания детей о народных игрушках, истории их возникновения;
- продолжать учить анализировать, делать выводы посредством сравнения кукол прошлых времён и нынешнего времени;
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, честность, смелость.
Планируемые результаты:
- формирование представления об историческом времени;
- расширение знаний о народных игрушках, истории их возникновения;
- сравнение кукол прошлых времён и нынешнего времени;
- воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, честности и смелости;
- привлечение родителей к активному участию в реализации проекта.
Реализация проекта:
- 1 этап - подготовительный;
- 2 этап - основной;
- 3 этап - заключительный.
1 этап. Подготовительный
- разработка проекта;
- проведение анкетирования среди родителей для выявления уровня знаний по теме проекта;
- подбор электронных ресурсов, методической и художественной литературы, иллюстраций, пособий по данной теме;
- игра-викторина с детьми подготовительной группы для выявления первоначальных знаний по теме проекта.
2 этап. Основной
Проведение квест-игры: знакомство с куклой - Баба Яга.
Задачи:
- формировать представления о художественном образе куклы-бабы Яги;
- способствовать актуализации темного и светлого начал в персонаже;
- учить анализировать поступки, которые совершает баба Яга;
Цикл посещений музея детского сада.
- На первой встрече: ребята встретились с Матрешкой, которая с удовольствием рассказала об истории её возникновения на Руси.
- На второй встрече: ребята познакомились с выставкой, посвященной тряпичным куклам, узнали их историю создания и развития.
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.
- Сюжетно-ролевая игра: «Юные журналисты», которая способствовала умению общаться со взрослыми через интервьюирование; расширение интереса к куклам наших мам, через желание знать о них как можно больше;
- Круглый стол. После сбора, полученной информации, об игрушках родителей (из какого материала сделаны, каким образом играли), дети продемонстрировали и рассказали о своих любимых игрушках. В ходе круглого стола: ребята сравнили игрушки, подвели итоги проекта, а также пришли к выводу, что каждая кукла отражает именно то время, в которое она появилась.
3 этап. Заключительный
Совместное развлечение для детей и родителей - Бал.
Задачи:
- учить детей слушать классические произведения различных композиторов;
- выполнять танцевальные движения таких танцев, как: вальс и полонез;
- продолжать формировать представления об этикете;
- учить сопоставлять куклу и время, в которое она появилась.
Оформление в группе мини-музея «История куклы».
Список литературы
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. // Управление дошкольным общеобразовательным учреждением. 2005;
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии. М.: Культура и традиции, 2007;
- Князева О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010;
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003;
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Линка-пресс, 2015.