Проектная деятельность "История в куклах"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, проектная деятельность в ДОУ


Участники проекта: дети подготовительной группы.

Вид проекта: информационный.

Тип проекта:

  • по организационной форме - групповой;
  • по длительности - краткосрочный;
  • по содержанию - монопроектный.

Срок реализации: 1 неделя.

Актуальность. Кукла всегда сопровождает человека. С куклой ребята узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает в воспитании детей. Кукла известна с глубокой древности, и она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Кукла - неизменный спутник человека, в ней таится великая загадка! Заглянув в прошлое мы узнаем нашу историю, ведь кукла является частью культуры всего человечества.

Объект исследования: кукла, как отражение своего времени.

Предмет исследования: процесс появления и развития куклы.

Цель: приобщение детей к русской-народной культуре.

Задачи:

  • способствовать пониманию детьми представлений об историческом времени (какими были куклы);
  • расширить знания детей о народных игрушках, истории их возникновения;
  • продолжать учить анализировать, делать выводы посредством сравнения кукол прошлых времён и нынешнего времени;
  • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, честность, смелость.

Планируемые результаты:

  • формирование представления об историческом времени;
  • расширение знаний о народных игрушках, истории их возникновения;
  • сравнение кукол прошлых времён и нынешнего времени;
  • воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, честности и смелости;
  • привлечение родителей к активному участию в реализации проекта.

Реализация проекта:

  • 1 этап - подготовительный;
  • 2 этап - основной;
  • 3 этап - заключительный.

1 этап. Подготовительный

  • разработка проекта;
  • проведение анкетирования среди родителей для выявления уровня знаний по теме проекта;
  • подбор электронных ресурсов, методической и художественной литературы, иллюстраций, пособий по данной теме;
  • игра-викторина с детьми подготовительной группы для выявления первоначальных знаний по теме проекта.

2 этап. Основной

Проведение квест-игры: знакомство с куклой - Баба Яга.

Задачи:

  • формировать представления о художественном образе куклы-бабы Яги;
  • способствовать актуализации темного и светлого начал в персонаже;
  • учить анализировать поступки, которые совершает баба Яга;

Цикл посещений музея детского сада.

  • На первой встрече: ребята встретились с Матрешкой, которая с удовольствием рассказала об истории её возникновения на Руси.
  • На второй встрече: ребята познакомились с выставкой, посвященной тряпичным куклам, узнали их историю создания и развития.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

  • Сюжетно-ролевая игра: «Юные журналисты», которая способствовала умению общаться со взрослыми через интервьюирование; расширение интереса к куклам наших мам, через желание знать о них как можно больше;
  • Круглый стол. После сбора, полученной информации, об игрушках родителей (из какого материала сделаны, каким образом играли), дети продемонстрировали и рассказали о своих любимых игрушках. В ходе круглого стола: ребята сравнили игрушки, подвели итоги проекта, а также пришли к выводу, что каждая кукла отражает именно то время, в которое она появилась.

3 этап. Заключительный

Совместное развлечение для детей и родителей - Бал.

Задачи:

  • учить детей слушать классические произведения различных композиторов;
  • выполнять танцевальные движения таких танцев, как: вальс и полонез;
  • продолжать формировать представления об этикете;
  • учить сопоставлять куклу и время, в которое она появилась.

Оформление в группе мини-музея «История куклы».

Список литературы

  1. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. // Управление дошкольным общеобразовательным учреждением. 2005;
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии. М.: Культура и традиции, 2007;
  3. Князева О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010;
  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003;
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Линка-пресс, 2015.