НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе с ОВЗ на тему "Где живут перелетные птицы, когда прилетают из теплых стран?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: познакомить детей с гнездом ласточки, грача и со скворечником, в котором селится скворец.

Задачи.

  • Образовательная: расширить представления детей о среде обитания перелетных птиц.
  • Развивающая: развивать память, внимание, усидчивость.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение слушать.

Демонстрационный материал:

  • презентация «Перелетные птицы»;
  • картинки с изображением признаков весны (появляются проталины, солнце светит ярче, просыпаются звери в лесу, люди надевают демисезонную одежду и т.д.);
  • картинки с изображением птиц (грач, скворец, ласточка) и картинки с изображением скворечника, ласточкиного гнезда и гнезда грача.

Раздаточный материал: поднос, таблица, геометрические фигуры для заполнения таблицы.

1. Эмоциональный настрой

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

В: У вас хорошее настроение? (воспитатель вешает на доску картинку с веселым смайликом)

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно.

Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы, догадались. Да, это время года весна.

В: Ребята, а какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: А сейчас весна ранняя или поздняя?

Д: Ранняя.

В: Да ранняя - это начало весны.

В: Ребята, а как мы с вами понимаем, что пришла весна? Какие изменения в природе происходят?

Д: по признакам.

Ребята, давайте сейчас мы с вами выберем картинки, на которых будут признаки весны.

В: Алиса…подойди пожалуйста к столу и возьми картинку. Что ты видишь на ней?

(дети по очереди подходят, берут картинку, называют признак и вешают ее на мольберт). (появляются проталины, тают сосульки, распускаются подснежники, солнце светит ярче и пригревает, люди меняют одежду на более легкую, перелетные птицы прилетают из теплых стран, бегут ручейки)

В: Мы с вами вспомнили много признаков и один из них это прилет птиц.

В: Сейчас, я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно.

Презентация

1. По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач
- Ест букашек разных …
(Грач)

(Слайд 2)

2. На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец -
Он и летчик и певец.
(Скворец)

(Слайд 3)

3. Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)

(Слайд 4)

В: Ребята кто запомнил, каких птиц мы отгадали?

Д: Перелетные птицы.

2. Целевая установка

В: Ребята, кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

Д. О птицах.

В: О каких птицах?

В: Мы будем говорить о перелетных птицах.

3. Актуализация знаний

В: Каких перелетных птиц вы знаете?

Д: Ответы детей: гусь, аист, журавль, соловей, кукушка, лебедь, ласточка, грач, скворец.

В: Почему их называют перелетные?

Д: Зимой очень холодно и голодно.

В: В какое время года они улетают?

Д: Улетают осенью.

В: В какое время года возвращаются птицы?

Д: Возвращаются весной.

4. Проблемная ситуация

В: Ребята, а вы знаете, где живут птицы, когда они прилетают к нам из теплых краев?

Д: ответы детей (не знают)

В: Давайте мы с вами сегодня станем учеными и будем изучать птиц, наблюдая за ними.

В: Но с начала немного отдохнем. Вставайте возле своих стульчиков. (повторяйте за мной движения)

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Плечи расправив на воду садятся (Садятся)

(5 слайд)

В: Посмотрите, ребята, - это гнездо грача. Оно все в снегу и никого нет.

В: Какое это время года?

Д: Это зима.

В: Посмотрите из чего построено гнездо?

Д: Из веточек и палочек.

(6 слайд)

В: Посмотрите на экран - это картина известного художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

В: Что мы здесь видим? Какое время года изобразил художник?

Д: Видим проталины, деревья без листьев, серый грязный снег, лужи, гнезда на деревьях и грачей.

В: Какое время года изобразил художник?

Д: Это весна.

(7 слайд)

В: Обратите внимание как много гнезд в одном месте. Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями.

(8 слайд)

В: Ребята - это гнездо ласточки. Как вы думаете из чего оно сделано?

Д: Ответы детей.

В: Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.

(9 слайд)

В: Ласточки прилетают поздней весной, т.к. летающие насекомые просыпаются после таяния снега.

(10 слайд)

В: Какое время года мы видим?

Д: Мы видим зиму.

В: Посмотрите - это новый скворечник построил человек специально для скворца.

(11 слайд)

В: Как вы думаете, какое время года изображено здесь?

Д: Здесь мы видим весну.

В: Скворец весной прилетел в свой скворечник.

В: Ребята, мы с вами познакомились с домиками некоторых птиц. Скажите, пожалуйста, про каких? Кто запомнил?

Д: Про грача, ласточку и скворца.

В: Давайте поиграем в игру «Найди домик для птички».

(Есть картинки гнезда ласточки, скворца и скворечник. Картинки прикреплены к спинке стула. И три картинки с изображением ласточки, грача и скворца.)

В: Ребята, перед вами картинки с домиками птиц. Вам надо каждую птичку отнести в ее домик.

(игра проводится несколько раз)

5. Включение нового

В: Ученые обязательно все заносят в таблицы. Давайте и мы с вами занесем полученные данные в таблицу.

Воспитатель раздает детям подносы на них лежат таблицы и геометрические фигуры.