Модуль 1: Тема урока «Механическая работа»
УЭ - учебный элемент
УЭ |
Учебный материал с указанием цели и заданий |
Комментарии для учащихся |
УЭ 1 |
Цель: введение понятия работа, формирование представлений о зависимости работы от системы отсчета, положительной и отрицательной работе, работе изменяющейся силы. |
Учебники «Физика-7» А.В.Перышкин
|
УЭ 2 |
Цель: введение понятия механическая работа как физической величины.
При изучении механического движения мы имеем дело с системой тел. Для определения состояния механического движения системы тел достаточно знать их координаты и скорости - параметры движения. При изменении одного из параметров система переходит в другое механическое состояние. |
|
|
Эксперименты
? Наличие каких двух физических величин потребовалось, чтобы изменить состояние портфеля и пенала?
|
Примеры экспериментов зарисуйте в тетрадь (схематично) Запишите в тетрадь |
Для изменения механического состояния тела или системы тел необходимо наличие:
? Что характеризует механическая работа?
|
Это нужно знать | |
Запишите в тетрадь следующее: Механическая работа - это физическая величина, которая является количественной характеристикой процесса перехода тела из одного состояния в другое. Механическая работа - это физическая величина, характеризующая процесс действия силы на некотором перемещении. |
ЗНАТЬ ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ! | |
Задание (письменно)
1. В каких из перечисленных случаев слово работа употребляется как физическая величина? (Словарик: Величина - число, которое описывает какое-нибудь свойство тела или явление. Величина не всегда что-нибудь великое. Масса комара - тоже величина, хотя и равна всего лишь 5 мг.) А) ученые работают над новым проектом; Б) сила тяжести груза при перемещении его подъемным краном совершает работу; В) при торможении машины сила трения совершает работу. 2. В каком случае действие силы не приводит к совершению этой силой работы? Попробуйте привести примеры. |
Выполните в тетради | |
УЭ 3 |
Цель: ознакомление с формулой для работы силы, направленной параллельно перемещению тела и под углом к перемещению. Прочитайте учебник [П] (параграф 55, с. 161) и запишите формулу, по которой вычисляется работа силы в случае, изображенном на чертеже 1, 2, 3, |
|
|
Чертеж 1
Если работа больше нуля - тело разгоняется |
Перенесите чертеж в тетрадь.
|
|
Чертеж 2
Если работа меньше нуля - тело останавливается |
Перенесите чертеж в тетрадь.
|
|
Чертеж 3
|
Перенесите чертеж в тетрадь.
|
|
Чертеж 4 (для пытливых)
Угол между действием силы и направление перемещения может составлять от 0-90 градусов
|
Перенесите чертеж в тетрадь.
|
|
В курсе 7 класса мы полагаем, что сила не изменяется с течением времени, т.е. она постоянна. Механической работой постоянной силы, называется физическая величина, равная произведению модуля силы на перемещение тела в направлении действия силы. A= F s, A - работа силы, F - сила, приложенная к телу, s - перемещение тела в направлении действия силы
Для пытливых:
|
Запишите определение в тетрадь |
Задание.
1. Мяч брошен горизонтально, ракета поднимается вертикально вверх, искусственный спутник Земли движется по круговой орбите. В каком из указанных случаев движения тел работа силы тяжести: а) положительна б) отрицательна в) равна 0? 2. Штангист поднял с помоста штангу и зафиксировал ее над головой. В чем различие между работой силы мышц штангиста и работой силы тяжести? |
Выполнить в тетради | |
УЭ 4 |
Цель: изучение единиц измерения работы.
|
Записать в тетрадь |
УЭ 5 |
ВЫВОДЫ:
|
Записать в тетрадь |
УЭ 6 |
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
|
Выполнить в тетради |
ДЗ |
Упр.26 стр. 162 (1,2) |
|