Конспект образовательной деятельности по техническому творчеству «Танк» по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Тематический блок «Транспортное машиностроение»

Введение

В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проект «Танк» был организован в рамках реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Тематический блок «Транспортное машиностроение».

Целью данного проекта стало знакомство дошкольников с назначением и строением танка.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Реализация проекта происходила через различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, конструктивно- модельную, изобразительную, игровую, коммуникативную и чтение художественной литературы. Работа над этими задачами осуществлялась в непосредственно образовательной, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Наш практический опыт реализации парциальной программы Волосовец Т.В., Карповой Ю.В., Тимофеевой Т.В «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности доказывает, что у детей с ОВЗ развиваются стремление к познанию и технические способности, формируются умения работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельными, инициативными, дает возможность получать ранний социальный позитивный опыт при реализации собственных замыслов.

В результате занятий конструированием и робототехникой, действия наших воспитанников становятся более осознанными и произвольными, они не только учатся усваивать разнообразную информацию, но и оперативно с ней работать.

Итогом проекта стало занятие по техническому творчеству.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития военной техники.
  • Сформировать представление детей о технологии создания боевой машины на гусеничном ходу (танк).
  • Познакомить с особенностями конструкции, основными деталями и частями танка.
  • Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме с опорой на образец или по словесной инструкции.
  • Развивать у детей речевую активность, обогащать словарь: танки, сталь, экипаж, броня, дуло, башня, гусеничная лента.
  • Расширять знания детей о профессиях членов экипажа
  • Закреплять необходимые правила техники безопасности в процессе конструирования, совершенствовать умение работать с инженерной книгой.
  • Развивать творческие способности и инициативу

Материалы и оборудование:

  • экспонаты мини-музея «Танки»,
  • интерактивная игра «Скажи как называется»,
  • схемы постройки танков из различных видов конструктора инженерная книга,
  • карандаши.

Конструкторы: Дупло, Лего, Трек, Фанкластик.

Этапы технологии

Деятельность воспитателя и детей

Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь

Воспитатель задает загадку:

Нагоняет страх стальная черепаха.
Бензином питается,
Огнем кусается.

Обращает внимание на то, что знания о танках
дети получили из энциклопедии.» Как это работает.

«Танки». Прочли названия моделей, из чего они состоят, как называются части и детали, механизмы техники. Узнали принцип работы танков. Как они создавались, каким был первый танк, где он был изобретен.

Рассматривают экспонаты мини-музея «Танки», обращают внимание на легендарный «Танк Победы», который был создан в годы ВОВ. Дети приходят к выводу, почему же он стал олицетворением Победы.
Современные танки усовершенствуются, модернизируются.

Проводится интерактивная игра «Скажи как называется» с целью определить функции техники, ее конструкции.
Задать детям вопрос: кто придумывает танки? Кто их усовершенствует? (инженеры-конструкторы).
Где изготавливают танки? (на заводах военной техники)

Предлагает стать инженерами-конструкторами танков, создать из различного вида конструктора свои танки.
«открыть» свой завод по изготовлению танков.

Кто-то создает уже известные, кто-то придумывает свои виды конструкций... (танки-будущего).
Динамическая пауза: Производственная гимнастика «Три танкиста»

Схемы, карты, условные обозначения,
Инженерная книга

Воспитатель предлагает начать инженерам-конструкторам используют схемы постройки танков из различных видов конструктора зарисовать схему модели танка в инженерную книгу.

Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)

Выбрать вид конструктора, материала.
Каким образом дети будут работать (в команде, вдвоем или в одиночку)
Воспитатель предлагает детям разделиться на команды и договориться, по какой схеме они будут работать.
Придумать название своей будущей постройки.

Техника безопасности. Инженерная книга

Воспитатель предлагает вспомнить и обсудить правила безопасности при работе с деталями конструктора (зафиксировать их в инженерной книге).

  • Не бросать мелкие детали.
  • Работать с ними только на столе.
  • Не засовывать их в нос, уши, в рот.
  • Брать только нужные детали, остальные складывать на место.

Экспериментальная деятельность/ конструирование +

Дети конструируют модели танков.
Воспитатель напоминает детям, что можно обратиться за помощью друг к другу.

Стимулирование общения детей между собой

Соединять детали крепко и правильно, что бы они были
прочными и не развалились при испытаниях.

Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)

Воспитатель уточняет у детей, что нужно сделать, чтобы танки у всех были разные и их не перепутали друг с другом.
Воспитатель предлагает детям договориться друг с другом о том, чем каждый будет отличать свои модели, чтобы они не были похожи.

Обсуждение построек.
Оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось)

Воспитатель предлагает обсудить получившиеся модели.
- Посмотрите, всё ли получилось что вы задумали? Расскажите о своей модели.

Размещение моделей в предметно- пространственной среде группы

Оформление стеллажа с конструкциями для сюжетно - ролевой игры «Танковый бой».

Фотографирование деятельности и объектов

Воспитатель фотографирует сделанные детьми модели для групповой инженерной книги.

Обыгрывание моделей
(+ стимуляция активизации словаря)

Воспитатель предлагает игру «Танковый бой». Называем
боевые действия, выявляется победитель танкового сражения .

Список источников

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». - 2-е изд. - Самара: Вектор, 2018.
  2. Л.Б.Фесюкова. Истории обычных вещей. Беседы по картинкам. - Сфера, 2019.
  3. О.А.Скоролупова. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - Скрипторий, 2010.
  4. «Как это работает. Танки».