Тематический блок «Транспортное машиностроение»
Введение
В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проект «Танк» был организован в рамках реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Тематический блок «Транспортное машиностроение».
Целью данного проекта стало знакомство дошкольников с назначением и строением танка.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Реализация проекта происходила через различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, конструктивно- модельную, изобразительную, игровую, коммуникативную и чтение художественной литературы. Работа над этими задачами осуществлялась в непосредственно образовательной, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Наш практический опыт реализации парциальной программы Волосовец Т.В., Карповой Ю.В., Тимофеевой Т.В «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности доказывает, что у детей с ОВЗ развиваются стремление к познанию и технические способности, формируются умения работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельными, инициативными, дает возможность получать ранний социальный позитивный опыт при реализации собственных замыслов.
В результате занятий конструированием и робототехникой, действия наших воспитанников становятся более осознанными и произвольными, они не только учатся усваивать разнообразную информацию, но и оперативно с ней работать.
Итогом проекта стало занятие по техническому творчеству.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и развития военной техники.
- Сформировать представление детей о технологии создания боевой машины на гусеничном ходу (танк).
- Познакомить с особенностями конструкции, основными деталями и частями танка.
- Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме с опорой на образец или по словесной инструкции.
- Развивать у детей речевую активность, обогащать словарь: танки, сталь, экипаж, броня, дуло, башня, гусеничная лента.
- Расширять знания детей о профессиях членов экипажа
- Закреплять необходимые правила техники безопасности в процессе конструирования, совершенствовать умение работать с инженерной книгой.
- Развивать творческие способности и инициативу
Материалы и оборудование:
- экспонаты мини-музея «Танки»,
- интерактивная игра «Скажи как называется»,
- схемы постройки танков из различных видов конструктора инженерная книга,
- карандаши.
Конструкторы: Дупло, Лего, Трек, Фанкластик.
Этапы технологии
|
Деятельность воспитателя и детей |
Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь |
Воспитатель задает загадку:
Нагоняет страх стальная черепаха.
Обращает внимание на то, что знания о танках
|
«Танки». Прочли названия моделей, из чего они состоят, как называются части и детали, механизмы техники. Узнали принцип работы танков. Как они создавались, каким был первый танк, где он был изобретен.
Рассматривают экспонаты мини-музея «Танки», обращают внимание на легендарный «Танк Победы», который был создан в годы ВОВ. Дети приходят к выводу, почему же он стал олицетворением Победы.
Проводится интерактивная игра «Скажи как называется» с целью определить функции техники, ее конструкции.
Предлагает стать инженерами-конструкторами танков, создать из различного вида конструктора свои танки.
Кто-то создает уже известные, кто-то придумывает свои виды конструкций... (танки-будущего).
|
|
Схемы, карты, условные обозначения,
|
Воспитатель предлагает начать инженерам-конструкторам используют схемы постройки танков из различных видов конструктора зарисовать схему модели танка в инженерную книгу. |
Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений) |
Выбрать вид конструктора, материала.
|
Техника безопасности. Инженерная книга |
Воспитатель предлагает вспомнить и обсудить правила безопасности при работе с деталями конструктора (зафиксировать их в инженерной книге).
|
Экспериментальная деятельность/ конструирование + |
Дети конструируют модели танков.
|
Стимулирование общения детей между собой |
Соединять детали крепко и правильно, что бы они были
|
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей) |
Воспитатель уточняет у детей, что нужно сделать, чтобы танки у всех были разные и их не перепутали друг с другом.
|
Обсуждение построек.
|
Воспитатель предлагает обсудить получившиеся модели.
|
Размещение моделей в предметно- пространственной среде группы |
Оформление стеллажа с конструкциями для сюжетно - ролевой игры «Танковый бой». |
Фотографирование деятельности и объектов |
Воспитатель фотографирует сделанные детьми модели для групповой инженерной книги. |
Обыгрывание моделей
|
Воспитатель предлагает игру «Танковый бой». Называем
|
Список источников
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». - 2-е изд. - Самара: Вектор, 2018.
- Л.Б.Фесюкова. Истории обычных вещей. Беседы по картинкам. - Сфера, 2019.
- О.А.Скоролупова. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - Скрипторий, 2010.
- «Как это работает. Танки».