Методика для воспитателей дошкольных отделений (в группах с детьми ОВЗ)
Целевая группа: Воспитанники дошкольных групп ОВЗ от 3 до 7 лет.
Формат занятий: В режимных моментах и на занятиях (подгрупповых и индивидуальных), в свободной деятельности детей.
Продолжительность реализации: Серия из 4 наборов, на целый год.
Требования к реализации: Наличие цветных картинок; ламинирующей пленки и ламинатора; липучек на клейкой основе, ножниц и цветной бумаги.
Приёмы: Разработка представляет набор картинок на каждое время года и карточек по количеству детей с изображением предметов и явлений характерных для того или иного времени года и карточек с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.
Проблематика: Детям с ОВЗ очень сложно запоминать любую информацию, а особенно алгоритмы, временные понятия и сезонные явления.
Актуальность: ФГОС ДОО требования к индивидуализации процесса воспитания, подразумевает обновление методических подходов в направлении их большей вариативности. Выбор той или другой карточки соответствует развитию самостоятельности и систематизирует запоминание. Способствует запоминанию характерных признаков и явлений каждого времени года, порядок и последовательность одевания вещей.
Практическая и социальная ценность: Представленные карточки позволяют воспитателю легче сориентировать детей во временных явлениях. Помогает детям с ОВЗ лучшему освоению алгоритма одевания, знаний и понятий о временах года. Карточки развивают у детей ассоциативное мышление, т.к. каждое время года ассоциируется с определенными цветами. Развивает ВПФ и речь.
Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Набор алгоритма одевания «Времена года» для детей от 3 до 7 лет с ОВЗ», предназначен для детей и младших групп и старших, т.к. многие дети с ОВЗ и в подготовительной группе плохо знают последовательность одевания и времена года. Данное пособие является полезным примером для развития навыков одевания, а также правильному порядку выбора одежды по сезонам года.
Пособие может использоваться как в групповой работе, так и для индивидуальной.
Оборудование: цветные, ламинированные картинки на липучках с изображением алгоритма одевания по сезонам (зима, весна, лето, осень).
Введение
Данное пособие может быть применено в таких областях, как: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развить умение детей правильно и последовательно одеваться на улицу, используя алгоритм с цветными изображениями.
Задачи:
- Развитие умений пользоваться алгоритмом одевания;
- Изучение времен года и сезонных явлений;
- Развитие ВПФ ( восприятия, памяти, внимания, мышления);
- Развитие речи;
- Развитие мелкой моторики.
Руководство
Разработка интерактивна, т.к. все материалы на липучках могут трансформироваться из одного времени года в другое и направленна на изучение многих задач. Алгоритм одевания на улицу вывешивается в раздевалке по сезонам года. Воспитатель обсуждает с детьми алгоритм одевания, проговаривает последовательность действий с опорой на наглядное изображение и уточняет у детей какое время года. Постепенно дети запоминают определенный алгоритм одевания и одеваются самостоятельно при необходимости всегда можно посмотреть на изображение, что одето не правильно.
- Набор «Зима» в него входит: одежда на зимний период года; голубые стрелки; снежинка; надпись зима; картинки одежды, деревья в снегу.
- Набор «Весна» состоит: из демисезонной одежды; зеленых стрелок, деревьев с распускающимися листьями и цветами , солнце с вербой, надпись весна.
- Набор «Лето» состоит: из стрелочек красного цвета, деревьев с зеленой листвой, надпись лето и яркое солнышко, картинки с летней одеждой.
- Набор «Осень» состоит: из оранжевых стрелочек, деревьев с осенней листвой, надпись осень.
Опыт использования
Пособие «Алгоритм одевания «Времена года» только начали использовать. Это новая задумка еще не апробирована в наших дошкольных группах, но думаем, что это будет интересно и полезно детям.
А так как, временные понятия и сезонные явления всегда очень сложно запоминается детьми, а особенно детьми ОВЗ, именно наглядность, красочность и разнообразие представленного нами картинного материала по временам года и методика их использования позволяют качественно улучшить процесс овладения нужной информацией, сделать его легким и интересным.
Ожидаемые результаты: этот материал поможет детям запомнить алгоритм одевания, выучить времена года и сезонные явления. Поможет в развитие связной речи и мелкой моторике.