Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: "Простые и сложные предлоги. Этап: автоматизация звука Л в словах и предложениях"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель:

  • уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами с, за, под, на, из-за, из-под, со, в, над, к, у, между, практическое употребление предлогов в устной речи.
  • автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование навыков правильного употребления простых и сложных предлогов;
  • закрепление правильного артикуляционного уклада звука [Л];
  • активизация словарного запаса по пройденным лексическим темам, предлогами;
  • образование относительных прилагательных;
  • закрепление навыка определения позиции звука [Л] в словах;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • совершенствование координации общей моторики;
  • развитие пространственных представлений, фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
  • развитие правильного речевого выдоха;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание самоконтроля за собственной речью, говорить красиво и правильно;

Оборудование: интерактивный комплекс Умное зеркало ArtikMe, микрофон, ноутбук, схемы простых и сложных предлогов, план занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как умное зеркало помогает нашим детям готовиться к школе.

- Аня, мы получили конверт с заданием. От кого пока не знаем (конверт не подписан). Давай посмотрим. Выполняются задания по схемам: похлопать над головой, под коленом, за спиной.

Аня, какие слова помогли тебе правильно выполнить задания.

- Маленькие слова.

- Назови «маленькие слова», которые помогли при выполнении упражнений.

- НА, ПОД, ЗА.

- Правильно. Умница.

Скажи, пожалуйста, с чего начинаем занятие? Правильно, с упражнений для язычка и дыхания.

2. Артикуляционная гимнастика с использованием Умного зеркала

  • «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому
  • «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе.
  • «Маляр» - рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед - назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
  • «Качели» - кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
  • «Индюк» - делать упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
  • «Лошадка» - присасывать язык к нёбу, растягивать подъязычную связку. Щёлкать языком, нижняя челюсть неподвижна

Л: Молодец.

3. Дыхательная гимнастика (с использованием Умного зеркала):

  • «Задуй свечи на торте»,
  • «Мыльные пузыри» (слушает задания и выполняет упражнения)

4. Видеогимнастика для глаз «Космос»

Аня, кто же этот тайный гость, ты скажешь, отгадав загадку:

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты -
фиолетовый зверек, детям маленьким дружок (Лунтик)

Так вот кто тайный незнакомец?

Почему ты думаешь, что это Лунтик! (он живёт на Луне). Значит, с какой планеты он упал? Произнеси слова Лунтик, луна (произносит слова Лунтик, луна, выделяя голосом первый звук). Скажи, пожалуйста, какой одинаковый звук мы слышим в этих словах? (звук[Л]). Лунтик прилетел не просто так. Он хочет посмотреть, как ты научилась красиво произносить звук [Л], правильно пользоваться «маленькими словами» и поиграть с тобой в разные игры.

Л: давай расскажем Лунтику про этот трудный звук [Л].

5. Акустико-артикуляционный образ звука [Л]

(на экране Умного зеркала)

А: Губы - улыбаются, зубы не сжимаем между ними «дорожка», узкий кончик языка поднимается вверх и упирается в бугорочки за верхними зубами (Кончик языка вверх, за зубы упирается), горлышко гудит, воздушная струя проходит по бокам языка (По бокам от языка воздух пробирается. «Л» получится певучий, плавный, ласковый и звучный).

6. Характеристика звука [Л]: согласный, звонкий, твердый.

Л: Молодец.

7. Автоматизация звука [Л] и практическое употребление предлогов в словах

Игра «Наведи порядок в комнате» клоун, лошадка, юла.

Аня, можно в нашу комнату пригласить гостя? Почему нет? (игрушки разбросаны).

Л: Аня, где находятся твои игрушки?

А: Клоун находится за креслом, лошадка под столом, юлу бросила на стул.

Л: Надо навести порядок, посадить их на полку. Что будешь делать?

А: Клоуна я достану из - за кресла и посажу на полку. Лошадку достану из - под стола и посажу рядом с клоуном. Юлу возьму со стула и посажу на полку рядом с лошадкой.

Л: Молодец, навела порядок. А сейчас можно пригласить Лунтика.

Игра «Угости Лунтика соком»

Расскажи Лунтику, какие соки стоят на столе.

Л: Из чего они приготовлены. Если сок приготовлен из мандаринов это сок…(мандариновый); из вишни - (вишнёвый); из яблок - (яблочный). Каким соком угостим? (яблочным) Почему? В слове яблочный слышим звук Л. Правильно. Молодец.

Физкультминутка: «Вместе с Лунтиком вдвоём»

Игра «В парке»

Расскажи Лунтику кого можно увидеть в нашем парке.

В нашем парке можно увидеть белок, ласточек, иволгу

А: Белка спрятались в своё дупло.

Это ласточки, их называет речные и они летают над рекой.

Это иволги. Иволги подлетают к берёзам.

Л: Почему к берёзам, а не к другим деревьям?

А: На берёзах находятся гнёзда.

Л: Молодец.

Игра «Запомни и исправь ошибку»

Лунтик принёс картинки. Одним словом, это… (одежда). Назови их: лосины, платье, блузка, халат, плащ, футболка. Надо их запомнить и определить какие картинки поменялись местами.

Умница.

Игра «Где спрятался звук»

Л: Посмотри на картинки и определи место звука [Л] в словах: в начале, в середине или конце слова.

Л: Молодец.

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях с предлогами с опорой на схемы

Игра «Составь предложение с опорой на мнемодорожки»

Л: Лунтик просит тебя помочь составить предложения (с опорой на картинки и схемы маленьких слов).

Молодец.

9. Итог занятия

«Подарок Лунтику»

Л: Пора Лунтику домой. Что можно подарить? (Игрушку). Лунтику понравилась игрушка, в названии которой звук Л слышится в начале слова. Какая игрушка ему понравилась? Правильно, лошадка. Где находится лошадка? Она находится между клоуном и юлой. Дарим подарок.

Упражнение для глаз «Кискины глазки»

10. Домашнее задание

Лунтик тоже приготовил тебе подарок. Ты научилась правильно произносить звук [Л], правильно пользуешься «маленькими словами» и дарит картинку, просит внимательно рассмотреть и раскрасить только те предметы, в которых есть звук [Л], составить рассказ с использованием «маленьких слов».

Лунтик дарит тебе медаль «За твои старания» Спасибо. Молодец!