Цель:
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами с, за, под, на, из-за, из-под, со, в, над, к, у, между, практическое употребление предлогов в устной речи.
- автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование навыков правильного употребления простых и сложных предлогов;
- закрепление правильного артикуляционного уклада звука [Л];
- активизация словарного запаса по пройденным лексическим темам, предлогами;
- образование относительных прилагательных;
- закрепление навыка определения позиции звука [Л] в словах;
Коррекционно-развивающие:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- совершенствование координации общей моторики;
- развитие пространственных представлений, фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- развитие правильного речевого выдоха;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание самоконтроля за собственной речью, говорить красиво и правильно;
Оборудование: интерактивный комплекс Умное зеркало ArtikMe, микрофон, ноутбук, схемы простых и сложных предлогов, план занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как умное зеркало помогает нашим детям готовиться к школе.
- Аня, мы получили конверт с заданием. От кого пока не знаем (конверт не подписан). Давай посмотрим. Выполняются задания по схемам: похлопать над головой, под коленом, за спиной.
Аня, какие слова помогли тебе правильно выполнить задания.
- Маленькие слова.
- Назови «маленькие слова», которые помогли при выполнении упражнений.
- НА, ПОД, ЗА.
- Правильно. Умница.
Скажи, пожалуйста, с чего начинаем занятие? Правильно, с упражнений для язычка и дыхания.
2. Артикуляционная гимнастика с использованием Умного зеркала
- «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому
- «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе.
- «Маляр» - рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед - назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
- «Качели» - кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
- «Индюк» - делать упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
- «Лошадка» - присасывать язык к нёбу, растягивать подъязычную связку. Щёлкать языком, нижняя челюсть неподвижна
Л: Молодец.
3. Дыхательная гимнастика (с использованием Умного зеркала):
- «Задуй свечи на торте»,
- «Мыльные пузыри» (слушает задания и выполняет упражнения)
4. Видеогимнастика для глаз «Космос»
Аня, кто же этот тайный гость, ты скажешь, отгадав загадку:
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты -
фиолетовый зверек, детям маленьким дружок (Лунтик)
Так вот кто тайный незнакомец?
Почему ты думаешь, что это Лунтик! (он живёт на Луне). Значит, с какой планеты он упал? Произнеси слова Лунтик, луна (произносит слова Лунтик, луна, выделяя голосом первый звук). Скажи, пожалуйста, какой одинаковый звук мы слышим в этих словах? (звук[Л]). Лунтик прилетел не просто так. Он хочет посмотреть, как ты научилась красиво произносить звук [Л], правильно пользоваться «маленькими словами» и поиграть с тобой в разные игры.
Л: давай расскажем Лунтику про этот трудный звук [Л].
5. Акустико-артикуляционный образ звука [Л]
(на экране Умного зеркала)
А: Губы - улыбаются, зубы не сжимаем между ними «дорожка», узкий кончик языка поднимается вверх и упирается в бугорочки за верхними зубами (Кончик языка вверх, за зубы упирается), горлышко гудит, воздушная струя проходит по бокам языка (По бокам от языка воздух пробирается. «Л» получится певучий, плавный, ласковый и звучный).
6. Характеристика звука [Л]: согласный, звонкий, твердый.
Л: Молодец.
7. Автоматизация звука [Л] и практическое употребление предлогов в словах
Игра «Наведи порядок в комнате» клоун, лошадка, юла.
Аня, можно в нашу комнату пригласить гостя? Почему нет? (игрушки разбросаны).
Л: Аня, где находятся твои игрушки?
А: Клоун находится за креслом, лошадка под столом, юлу бросила на стул.
Л: Надо навести порядок, посадить их на полку. Что будешь делать?
А: Клоуна я достану из - за кресла и посажу на полку. Лошадку достану из - под стола и посажу рядом с клоуном. Юлу возьму со стула и посажу на полку рядом с лошадкой.
Л: Молодец, навела порядок. А сейчас можно пригласить Лунтика.
Игра «Угости Лунтика соком»
Расскажи Лунтику, какие соки стоят на столе.
Л: Из чего они приготовлены. Если сок приготовлен из мандаринов это сок…(мандариновый); из вишни - (вишнёвый); из яблок - (яблочный). Каким соком угостим? (яблочным) Почему? В слове яблочный слышим звук Л. Правильно. Молодец.
Физкультминутка: «Вместе с Лунтиком вдвоём»
Игра «В парке»
Расскажи Лунтику кого можно увидеть в нашем парке.
В нашем парке можно увидеть белок, ласточек, иволгу
А: Белка спрятались в своё дупло.
Это ласточки, их называет речные и они летают над рекой.
Это иволги. Иволги подлетают к берёзам.
Л: Почему к берёзам, а не к другим деревьям?
А: На берёзах находятся гнёзда.
Л: Молодец.
Игра «Запомни и исправь ошибку»
Лунтик принёс картинки. Одним словом, это… (одежда). Назови их: лосины, платье, блузка, халат, плащ, футболка. Надо их запомнить и определить какие картинки поменялись местами.
Умница.
Игра «Где спрятался звук»
Л: Посмотри на картинки и определи место звука [Л] в словах: в начале, в середине или конце слова.
Л: Молодец.
8. Автоматизация звука [Л] в предложениях с предлогами с опорой на схемы
Игра «Составь предложение с опорой на мнемодорожки»
Л: Лунтик просит тебя помочь составить предложения (с опорой на картинки и схемы маленьких слов).
Молодец.
9. Итог занятия
«Подарок Лунтику»
Л: Пора Лунтику домой. Что можно подарить? (Игрушку). Лунтику понравилась игрушка, в названии которой звук Л слышится в начале слова. Какая игрушка ему понравилась? Правильно, лошадка. Где находится лошадка? Она находится между клоуном и юлой. Дарим подарок.
Упражнение для глаз «Кискины глазки»
10. Домашнее задание
Лунтик тоже приготовил тебе подарок. Ты научилась правильно произносить звук [Л], правильно пользуешься «маленькими словами» и дарит картинку, просит внимательно рассмотреть и раскрасить только те предметы, в которых есть звук [Л], составить рассказ с использованием «маленьких слов».
Лунтик дарит тебе медаль «За твои старания» Спасибо. Молодец!