Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Занимательная математика»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Актуальность проекта

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции).

Развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.

Тип проекта: долгосрочный, познавательный.

Цель проекта: повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Смогут овладеть элементарными представлениями о геометрических фигурах и телах, счётом в пределах 5, ориентировкой во времени и пространстве.
  • Смогут использовать полученные знания и умения в разных видах игровой деятельности.

Для родителей:

  • Смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Для педагогов:

  • Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-5; разнообразных линиях.
  • Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
  • Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
  • Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышения уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, посредством использования дидактических игр и пособий.
  • У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  • Дети стараются, находить способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности.
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала.
  • Активизация интереса родителей к использованию в занятиях с детьми математических игр и упражнений.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

  1. Определение темы проекта.
  2. Постановка цели и задач проекта.
  3. Подбор методической, художественной литературы.
  4. Составление плана основного этапа проекта.
  5. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей.
  6. Привлечение родителей к совместной работе над проектом.
  7. Создание развивающей среды в группе.
  8. Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

Основной этап.

Проведение мероприятий в соответствии с планом проекта.

Заключительный этап.

  1. Презентация опыта для сотрудников детского сада.
  2. Оформление проектной деятельности.
  3. Подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
  4. Представление общественности результатов творческих семейных проектов на фестивале-конкурсе.

План реализации проекта

Содержание деятельности

Участники

Сроки

1

Беседа «Что мы знаем о математике?», д/и «Игра с кругами», «Только одно свойство», «Правильный счет», «Выложи орнамент», «Когда это бывает», «Кто где?»
П/и «Путешествие». Знакомство с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера.
Заучивание считалки «Жили-были сто ребят», математическая сказка «Математика в лесу», пословицы про число 1, загадки.
С.р. игра «Магазин», ООД «Юные помощники», рисование «Построй и нарисуй»

Дети, воспитатели

октябрь

2

Д/и «Сбор фруктов», «Найди и назови», «Счетная мозаика», «Где находится», Собери пирамидку», «Чудесный мешочек». Игры с палочками Кьюзинера.
П/и «Найди пару»
Заучивание считалки «Вышли мышки как-то раз», математическая сказки «На кого похожа цифра 2», «Рассказ о квадрате и круге», пословицы про число 2, загадки.
С.р. игра «Детский сад», ООД «Путешествие», рисование «Автобус», аппликация «Машина»

Дети, воспитатели

ноябрь

3

Д/и «Коврики для котят», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару», «Волшебные узоры», «Вчера, сегодня, завтра». Игры с блоками Дьенеша.
П/и «Обруч», «Где правая, где левая», математические сказки «С кем дружит цифра 3», «Четыре желания цифры 4». Пословицы про число 3 и 4, загадки.
Игры со счетными палочками.
С.р. игра «Семья», ООД «В гости к Буратино», лепка «Гусеница»

Дети, воспитатели

декабрь

4

Д/и «Достань мяч», «Рассели гостей», «Половинка к половинке», «Составь узор», «День и ночь», «Назови пропущенное слово»
П/и «Кто больше принесет?»,
Математическая сказка «Пять органов чувств»,
С.р. игра «Мы строители», ООД «Прямоугольник», аппликация «Дом», рисование «Солнышко»
Наст.-печ. игры «Математическое лото», «Математический планшет».

Дети, воспитатели

январь

5

Чтение сказок и рассказов с элементами счёта: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Четыре желания» К.Ушинского, «Козлёнок, который умел считать до 10» В.Сутеева. Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, задачи в стихотворной форме.

Дети, воспитатели

Октябрь-январь

6

Работа с родителями:
Анкетирование родителей.
Участие родителей и детей в фестивале-конкурсе исследовательских и творческих семейных проектах по математике.
Выставка развивающих и настольно-печатных игр по математике.
Консультации для родителей по ФЭМП.

Дети, родители, воспитатели

Октябрь-январь

Приложение

Литература

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.
  3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).
  4. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
  5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
  6. Михайлова 3.А., Носова E.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
  7. В.П.Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2014 г.
  8. И.А.Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.
  9. Интернет-ресурсы.