Актуальность проекта
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции).
Развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный.
Цель проекта: повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта:
Для детей:
- Смогут овладеть элементарными представлениями о геометрических фигурах и телах, счётом в пределах 5, ориентировкой во времени и пространстве.
- Смогут использовать полученные знания и умения в разных видах игровой деятельности.
Для родителей:
- Смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Для педагогов:
- Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-5; разнообразных линиях.
- Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
- Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
- Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повышения уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, посредством использования дидактических игр и пособий.
- У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
- Дети стараются, находить способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности.
- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала.
- Активизация интереса родителей к использованию в занятиях с детьми математических игр и упражнений.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом.
- Создание развивающей среды в группе.
- Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
Основной этап.
Проведение мероприятий в соответствии с планом проекта.
Заключительный этап.
- Презентация опыта для сотрудников детского сада.
- Оформление проектной деятельности.
- Подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
- Представление общественности результатов творческих семейных проектов на фестивале-конкурсе.
План реализации проекта
№
|
Содержание деятельности |
Участники |
Сроки |
1 |
Беседа «Что мы знаем о математике?», д/и «Игра с кругами», «Только одно свойство», «Правильный счет», «Выложи орнамент», «Когда это бывает», «Кто где?»
|
Дети, воспитатели |
октябрь |
2 |
Д/и «Сбор фруктов», «Найди и назови», «Счетная мозаика», «Где находится», Собери пирамидку», «Чудесный мешочек». Игры с палочками Кьюзинера.
|
Дети, воспитатели |
ноябрь |
3 |
Д/и «Коврики для котят», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару», «Волшебные узоры», «Вчера, сегодня, завтра». Игры с блоками Дьенеша.
|
Дети, воспитатели |
декабрь |
4 |
Д/и «Достань мяч», «Рассели гостей», «Половинка к половинке», «Составь узор», «День и ночь», «Назови пропущенное слово»
|
Дети, воспитатели |
январь |
5 |
Чтение сказок и рассказов с элементами счёта: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Четыре желания» К.Ушинского, «Козлёнок, который умел считать до 10» В.Сутеева. Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, задачи в стихотворной форме. |
Дети, воспитатели |
Октябрь-январь |
6 |
Работа с родителями:
|
Дети, родители, воспитатели |
Октябрь-январь |
Литература
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
- Михайлова 3.А., Носова E.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
- В.П.Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2014 г.
- И.А.Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.
- Интернет-ресурсы.