Введение
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.
Комплекс биосоциокультурных факторов, вызвавших у обучающегося задержку психического развития, включающий функциональную и/или органическую недостаточность центральной нервной системы, и отсутствие или недостаточность специализированной помощи на уровне начального общего образования приводят в ряде случаев к особой выраженности и стойкости данного нарушения развития, что определяет необходимость обеспечения специальных образовательных условий при обучении таких обучающихся на уровне основного общего образования.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.
В ГКОУ КО «Калужская школа-интернат № 1» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей с задержкой психического развития неустойчивое внимание, низкий уровень познавательных процессов, повышенная возбудимость, они не умеют программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств, нет достаточных знаний о безопасном поведении. Это учитывается при реализации учебного процесса.
Однако даже среди обучающихся с задержкой психического развития каждый школьник успешен по-разному. В каждом из классов есть слабоуспевающие ученики. Слабоуспевающими к коррекционной школе принято считать тех обучающихся, которые имеют слабые умственные способности, низкий уровень памяти и внимания, низкую учебную мотивацию, часто пропускают уроки, у которых не развиты вычислительные навыки, отсутствует абстрактное и логическое мышление. На фоне школьных неудач познавательная потребность снижается и исчезает, поэтому обучающиеся могут стать неуспевающими. Особенности неуспевающих обучающихся:
- отсутствие положительной учебной мотивации
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски учебных занятий.
Моя цель как учителя математики - помочь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы по предмету. Средством достижения данной цели я считаю повышение интереса к предмету, а как следствие повышение учебной мотивации к обучению через использование на своих уроках элементов проблемного обучения. Я опишу приемы, которые я использую на своих уроках, которые помогают повышать учебную мотивацию обучающихся (диапазон с 5 по 8 классы).
В восьмом классе в 2022-2023 учебном году девять человек. Я обучаю этих детей с пятого класса. По результатам диагностических работы по математике, устных ответов, контрольных работ слабоуспевающими в пятом классе являлись четверо обучающихся. Эти школьники с трудом преодолевают барьер, чтобы не оказаться в числе неуспевающих. Каждый из них периодически оказывался неуспешным по математике в той или иной четверти за трехлетний период обучения
Исходя из вышеизложенного, мною разработан проект, в котором я представляю приемы коррекционной поддержки слабоуспевающих обучающихся, которые применяю на протяжении трех лет, и продолжаю применять и по сей день..
Актуальность проекта
Актуальность моей работы состоит в том, что важнейшая задача учителя - преодоление неуспешности обучающихся, и как итог повышение их успеваемости.
Число неуспевающих детей постоянно растет, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасные: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: детей, родителей и конечно педагогов. Каждый школьник приходя в школу мечтает о хороших оценках, о полученных знаниях, которые в будущем помогут получить ему достойную профессию. Когда же мечты ребенка разбиваются о первые неудачи, то сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» подростком, что однозначно приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. И вот всего этого можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, оказать поддержку в процессе обучения.
Все вышеуказанные проблемы неуспеваемости в обучении наиболее ярко проявляются у детей с ЗПР. Поэтому задачу повышения учебной мотивации я считаю одной из самых актуальных задач при работе с обучающимися с задержкой психического развития на роках математики.
Новизна проекта состоит в моделировании уроков математики с позиции формирования положительной учебной мотивации учащихся с задержкой психического развития через внедрение в учебный процесс элементов проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения, применяемых в осуществлении данного проекта, заключается в его направленности на развитие интереса к математике, снижение ее сложности для обучающихся, на формирование положительной учебной мотивации для каждого ребенка с задержкой психического развития, на овладение математической культурой и практическое применение знаний и умений в повседневной жизни.
Проблема
Низкая учебная успешность, слабые академические способности и, как следствие, отсутствие познавательного интереса и положительной учебной мотивации - все это характерно для обучающихся с задержкой психического развития всех возрастных категорий.
При переходе из начальной школы в основную у многих учащихся с задержкой психического развития происходит снижение интереса к учебной деятельности. Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. На то есть объективные причины.
Причина спада школьной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. Личная значимость предмета.
5. Интеллектуальное развитие ученика.
6. Продуктивность учебной деятельности.
7. Непонимание цели учения.
8. Страх перед школой.
Кроме этого содержание учебного материала становится более сложным, требует больших усилий для его усвоения, в то же время по данным исследований школьного психолога потенциал развития некоторых учащихся в этом возрасте значительно снижается. На этом этапе у детей наблюдается снижение положительной учебной мотивации, возрастают проблемы с усвоением учебного материала, теряется интерес к предмету, познавательный интерес, в результате чего постепенно пропадает желание учиться.
Соответственно у каждого учителя возникает вопрос: как он может повлиять на данную ситуацию, внедряя в свою работу приемы и методы, позволяющие повысить положительную учебную мотивацию у обучающихся с задержкой психического развития.
Таким образом, определяется проблема сохранения и развития учебной мотивации и интереса к предмету обучающихся с задержкой психического развития на уроках математики, преодоления неуспеваемости.
Теоретическое обоснование формирования учебной мотивации в научно-методической литературе
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».
По ее мнению, качества мотивов могут быть:
- Содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);
- Динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т. д.
Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоциональноволевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
- личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
- спецификой учебного предмета.
Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности.
Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
М.В.Матюхина выделяет две основные группы мотивов.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
- Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
- Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным - такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:
- учеба как вынужденное поведение;
- процесс учебы как привычное функционирование;
- учеба ради лидерства и престижа;
- стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д.
Гипотеза
Предполагаю, что причинами плохой успеваемости слабоуспевающих обучающихся является отсутствие интереса к предмету, снижение положительной учебной мотивации. Эти дети слабо запоминают материал, не умеют воспроизвести его, боятся контрольных работ. Школу посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности.
Гипотеза состоит в следующем - целенаправленное и систематическое применение специальных методов и приемов повышения положительной учебной мотивации слабоуспевающих обучающихся на уроках математики будет способствовать повышению успешности, что в свою очередь повысит продуктивность обучения.
Цель проекта: Определение и апробирование методов и приёмов формирования положительной учебной мотивации у слабоуспевающих обучающихся с задержкой психического развития на уроках математики, позволяющих повысить их успеваемость и учебную успешность.
Задачи проекта:
- определить методы и приемы, направленные на повышение положительной учебной мотивации и являющиеся оптимальными для детей с ЗПР с целью повышения качества знаний;
- целенаправленно и систематически применять отобранные методы и приемы на уроках математики, отслеживая их результативность путем диагностики
- обобщить опыт использования методов и приемов формирования положительной учебной мотивации, оценить их эффективность;
- проанализировать результаты проведенной работы;
- обобщить полученный методический опыт, представить его коллегам.
Участники проекта: обучающиеся 5-8 класса (в динамике).
Предмет исследования: Как приемы повышения учебной мотивации к обучению влияют на успеваемость обучающихся с задержкой психического развития.
Этапы и методы реализации проекта.
Для реализации проекта я изучила исследования по данной проблеме, практический опыт педагогов, работающих в коррекционной школе. Использовала метод наблюдения за слабоуспевающими обучающимися, анализ устных высказываний, диагностических и контрольных работ.
Работа над проектом проводилась в период с 2019 года по 2022 год и состояла из трех этапов.
Задачи |
Деятельность |
Ожидаемый результат |
|
1 этап (с 01.09.19 г. по 31.05.20 г.) Подготовительный. Аналитико-диагностический |
|||
1 |
Изучение и анализ материалов по теме проекта. |
Анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме. |
Сбор и анализ информации по теме проекта. Определение цели и задач. Повышение уровня самообразования. |
2 |
Определение особенностей и механизмов формирования положительной учебной мотивации на уроках математики школьников с задержкой психического развития. |
Проведение исследований. Выводы на основании исследований и наблюдений из опыта работы. |
Формулировка проблемы, гипотезы, практической значимости проекта. Выявление уровня сформированности положительной учебной моотивации. |
2 этап (с 1.09.20 г. - 31.05.21 г.). Основной. Практический |
|||
1 |
Подбор материала и создание заданий, способствующих развитию положительной учебной мотивации и интереса к предмету. |
Систематизация и апробирование приемов способствующих повышению положительной учебной мотивации и интереса к предмету. |
Привлечение учащихся к активной деятельности, выявление заинтересованности учащихся. |
2 |
Проведение уроков использованием элементов проблемного обучения. |
Разработка конспектов уроков по математике с использованием элементов проблемного обучения. |
Привлечение учащихся к активной деятельности. Повышение мотивации, веры в собственные силы. |
3 этап (с 01.09.21 г. по 31.12.23 г.) Заключительный. Аналитико-обобщающий |
|||
1 |
Диагностика эффективности проекта. |
Проведение анализа мониторинга и анкетирования. |
Анализ результатов, наличие положительной динамики. |
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Преодоление неуспеваемости по математике, повышение уровня знаний.
- Повышение интереса к математике, формирование положительной учебной мотивации к обучению.
- Повышение способности к самообучению.
Практическая значимость проекта заключается:
- в определении и применении на уроках математики оптимальных приёмов формирования положительной учебной мотивации обучающихся с задержкой психического развития, способствующих повышению их учебной успешности;
- в обобщении и трансляции полученного методического опыта, разработке методических рекомендаций для педагогов по его применению.