Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т.д.
- Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
- Вовлекать детей в общую беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;
- Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
- Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы;
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
- Беседы о воде, её роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Наблюдение за водой во время прогулок.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Смотреть отрывок из фильма «Круговорот воды в природе»
- Чтение художественной литературы по теме «Вода».
Материал: глобус, шапочки и фартуки, пронумерованные стакана, молоко, вода, 2 чайные ложки, сахар, растительное масло, полоски бумаги разных цветов, трубочки, различные емкости, фрагменты картинок, объясняющие круговорот воды в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом. Сегодня у нас будет необычное занятие:
- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Голубой и синий цвет - это цвет обозначения воды на глобусе.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. Как вы думаете для чего человеку нужна вода?
Дети: Готовить, стирать, поливать растения, пить, умываться.
Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.
Вода необходима всему живому на земле.
А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода. Для этого нам нужно отгадать загадки:
1.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)
Воспитатель: Правильно дождь. Когда идет дождь в каком состоянии находится вода (в жидком). Послушайте следующую загадку.
2.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
Воспитатель: Правильно лед. Если, лед в каком тогда состоянии находится вода (в твердом). Послушайте следующую загадку.
3.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Воспитатель: Правильно облако. Если, облако в каком состоянии находится вода (газообразное). Послушайте следующую загадку.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Кто проводит опыты? (ученые) Вы сегодня будете учеными, но, чтобы попасть в лабораторию нам надо пройти тропу, а это тропа не простая. Вам нужно следовать за мной. (идем по бревнам, по камням, перешагиваем через ручеек.) И вот мы с вами оказались в волшебной лаборатории. Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки и шапочки.
Практическая часть
Ребята, смотрите тут в лаборатории можно провести не один, а даже несколько опытов. К какому столу мы сначала подойдем?
Воспитатель: Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.
- Нам нужно выяснить что вода не имеет цвета, и она прозрачная.
ОПЫТ 1. Вода не имеет цвета и вода прозрачная
- А теперь обратите внимание. На столе стоят стаканы, что налито в стаканчиках? (молоко и вода)
- Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками? (цветные полоски)
- А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.
- Молодцы! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды?
- Как вы думаете почему вы не смогли подобрать полоску к цвету воды? (вода бесцветная)
Значит мы делаем какой вывод? (вывод: вода не имеет цвета)
- Теперь нам нужно выяснить что вода прозрачная
- У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в таз с водой, а другую в таз с молоком.
- Скажите, мне, пожалуйста, видно ли ложку в стакане с молоком?
- Видно ли ложку в стакане с водой?
- Какой вывод можно сделать? (вывод: вода прозрачная)
- Молодцы, ребята! Правильно ответили, вода не имеет цвета, и она прозрачная.
Воспитатель: Нам нужно исследовать дальше. К какому столу мы дальше пойдем?
- За этим столом нам нужно выяснить, вода имеет запал и вкус?
ОПЫТ 2. Вода не имеет запаха и вкуса
- Перед вами лежат стаканы под номером 1 и 2.
- Понюхайте стакан номер 1 и попробуйте на вкус. Что налито в этом стакане? (вода) Какой запах у воды? (у воды нет запаха) Какого вкуса вода?
- Теперь понюхайте стакан номер 2 и попробуйте на вкус. Что налито в этом стакане? (сок) Какой запах у сока? (у воды нет запаха) Какого вкуса сок?
- Какой вывод можно сделать? (вывод: вода не имеет запаха и вкуса)
- Молодцы, ребята! Правильно ответили, вода не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Нам нужно исследовать дальше. К какому столу мы дальше пойдем?
- За этим столом нам нужно выяснить имеет ли форму вода?
ОПЫТ 3. Вода не имеет формы
- Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет? (форма куба)
- Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.
- Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?
- Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим? (вода не имеет определённой формы)
- Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы… Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод - вода не имеет форму.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте все вместе пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
- Мы свами отдохнули и теперь пора вернуться и продолжить наши опыты.
Воспитатель: Нам нужно исследовать дальше. К какому столу мы дальше пойдем?
- За этим столом нам нужно выяснить вода растворитель или нет?
ОПЫТ 5. Вода - растворитель
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчики под номером 1 и положите кусочек сахара и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан №2 с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человека, что же произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
- Какой можно сделать вывод? (Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет)
- Ученые вы справились со всеми экспериментами. Давайте все вместе сядем на ковер. На нашей планете вода не исчезает, как вы думаете почему? (происходит процесс Круговорот воды в природе)
(В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко - высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом - дождиком, зимой - снежинками. Такое путешествие капельки называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.)
- Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.
- Ребята перед вами есть детали, вам же необходимо собрать схему «Круговороту воды в природе».
- Скажите, какие детали перед Вами.
Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки)
(Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)
- Правильно. Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе».
Воспитатель: Чтобы нам вернуться обратно в детский сад нам сначала нужно снять костюмы. И теперь по той же дорожке мы следуем обратно сначала через речку перешагиваем, потом идем по камням и за тем по бревнам.
Заключительный этап
Воспитатель: Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно? (спросить у каждого)
- Кому можно рассказать и показать наш опыт?
- Сможете повторить наши опыты дома и показать их своим родным. Желаю вам успеха в проведение ваших опытов. А мы с вами будем продолжать знакомиться с опытами, ведь их так много.