«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)
Страх отвечать у доски встречается у учащихся разного возраста - как у малышей, так и у старшеклассников. Понятно, что такой страх очень мешает в учебе, кроме того, несет опасность стать устойчивым свойством - боязнью публичных выступлений в будущем. В чем причины появления такого страха? Иногда - недостаточное знание предмета, иногда - психологические причины.
Я работаю с маленькими детьми, и боязнь ответа у доски очень часто встречается в моей практике, особенно если ребёнок приходит «новенький» в класс. Что же это за страх? Как с ним бороться? Этот вопрос задают очень часто мне родители. Конечно в первую очередь это психологическая причина, а уже потом не готовность к предмету и всё остальное. И если это во время не заметить, то в будущем у ребёнка могут быть большие проблемы, как и с выбором профессии, так и с общением друг с другом.
Этой психологической причиной зачастую становятся сами учителя, которые думают, что знают психологию детей, но это не так! Детская психика - эта очень «тонкая материя», которую нарушить можно одним не правильно сказанным словом. Особенно это касается младших классов, дети воспринимают учителя как «маму», как «наставника». Дорогие коллеги, мы должны разговаривать с ребёнком и подбирать слова так, как если мы были их «мамами».
Я хочу поделиться своим небольшим педагогическим опытом. У тех, кто столкнулся с такими же проблемами в своём классе, а таких я думаю, найдется не мало, появится ответ на вопрос, почему же ребенок боится отвечать у доски. А передам я вам это опыт через историю и упражнения, которые я проделываю не однократно на своих уроках и которые не раз меня выручали.
В один из моих выпусков, ко мне во 2-м классе попал мальчик, который пришёл из хорошей школы, у него замечательная семья, но вот проблема: ребёнок не выходил к доске, и при моём слове: «К доске?» он бледнел, трясся и просто замолкал. Я, конечно, сразу поняла, что у ребёнка стресс и на время перестала спрашивать его, но ведь от этого нужно избавляться!
Проанализировав всю ситуацию и пообщавшись с учеником и его родителями, я поняла, что в семье у него не разговаривают на повышенных тонах, а прежний учитель криками у доски просто отбила у ребёнка всю охоту отвечать. Уважаемые коллеги, мне стало стыдно, за тех, кто среди нас убивает желание ребёнка к ответам у доски своими эмоциями. Мы с вами, как мастера, которые из маленького кусочка материала ваяем скульптуру. Дети - это как пластилин в наших руках, нужно иметь терпение, выдержку и самое главное любить своё дело!
Ребёнка пришлось в прямом смысле спасать! Для начала каждый день на уроках мы играли в игру «Лимон». Такая игра помогает детям расслабиться. (Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение).
Я решила со всеми детьми поиграть в игру не на всех, конечно, уроках, но на некоторых один два раза в неделю. Начала я с того, что на уроке русского языка, когда записывала дату, классная работа, я допустила намеренно ошибку в слове клас...ная. И те дети, кто был внимателен, сразу увидели ошибку и стали меня поправлять. Я сделала вид, что растерялась и сказала им спасибо. Такие упражнения формируют у детей младшего возраста своё мнение и умение его доказать. Дальше я разрешила двум девочкам по желанию провести урок труда и почувствовать себя учителем, сама села тихонько в конце класса и наблюдала, как они справляются, как успокаивают «болтунов», как следят за процессом. Так же дети, кто посмелей, которые выходят к доске, я им всегда говорю: «Дети доска - это черновик. Я вызываю я вас сюда для того, чтобы если вы ошиблись, я сразу видела, где вам нужно лучше позаниматься, и не нужно этого бояться. Мы сейчас с вами эту ошибку отработаем и потом в контрольной или просто работе у вас этой проблемы не возникнет».
А ещё я всегда говорю детям, что сама была таким же ребёнком, страх это не значит не знание материала, это просто эмоции, с которыми нужно учиться жить и контролировать. Для уверенности я разрешаю ученикам в руке, когда они рассказывают у доски тему, стихотворение, научную работу держать скрепку или стирательную резинку. Делается это для того, чтобы весь стресс, страх ушёл в этот предмет, а сам человек сосредоточился на нужном ему материале. И поверьте - это помогает. Вот, используя такие методы и приёмай, мой ученик сам через неделю поросился выйти к доске. Боялся, но всё же решился, да ошибся, но никто из детей не смеялся. Мы всё с ним отработали, а уже на следующий день он с другом проводил урок технологии, и знаете, хочу сказать вам, страх этот исчез. И вот выпустив его уже два года назад, я часто наблюдаю его на школьных конференциях, горжусь и очень рада, что мы преодолели это страх.
И в заключение хочу сказать, что профессию учителя нужно любить, быть фанатом своего дела, ведь в наших руках судьбы людей, которые мы не имеем права ломать. Мы должны верить в тех, кого обучаем, и тогда вы увидите, как они верят вам. Умелый наставник, тот, кто дал возможность своему ученику самому увидеть свои ошибки.
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К.Ушинский)
Список использованной литературы
-
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад.шк., 1988.
- Артур Роббер Большой толковый психологический словарь. - М., 2000 г.
- Давыдов В. В. Психологическое развитие младших школьников. - М., 1990 г.