Тип урока: урок-исследование.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", выяснить, от каких величин и как зависит давление.
Цели образования:
-
Обучающая:
- обобщение и повторение материала, связанного с давлением;
- формирование практических навыков вычисления давления;
- развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний.
- Воспитательная: формирование коммуникативных умений в процессе парной работы, исследовательской культуры, познавательного интереса к физике.
- Развивающая: развитие речи, логического мышления, умения самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.
Задачи урока:
- формировать навыки выполнения эксперимента, умение анализировать полученный результат, обобщать и делать выводы;
- формировать умения решать расчетные и экспериментальные задачи с применением формул для расчета давления твердых тел и жидкостей;
- создать условия для осуществления переноса знаний в реальную жизнь и применения знаний, умений, навыков в незнакомой (нестандартной) ситуации.
- Личностные:
- формирование познавательных интересов;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
- Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
- Предметные:
- закрепить знания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость.
Оборудование: ПК, проекционный аппарат, оборудование для проведения экспериментов.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование для эксперимента:
- Для исследования давления в твердых телах: пластилин и гвоздь, сахар, гирька.
- Для исследования давления в жидкости: воздушный шарик с водой, тюбик зубной пасты.
- Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри.
- Опорный лист (раздать каждому учащемуся); на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Твёрдое |
|||
Жидкое |
|||
Газообразное |
Этапы урока
I. Организационный момент урока (приветствие, формулировка темы урока) II. Актуализация знаний (определения, формулы).
III. Постановка проблемы.
IV. Исследование, эксперимент (самостоятельная работа учащихся).
V. Подведение итогов эксперимента.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного (качественные задачи, загадки).
IX. Рефлексия.
X. Заключение. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить два задания.
Первое, это отгадать загадки, ответы которых входят в название темы урока. Отгаданное слово записываем на доске.
Итак, (Слайд 1)
Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух).
Запишем на доске его агрегатное состояние.
(Слай 2)
Есть моря и океаны,
Изморось, роса, туманы.
Есть болота и пруды,
Всех главнее для природы?
Ну, конечно, это: (воды).
Записываем на доске агрегатное состояние воды
(Слай 3) Он холодный и блестит,
Стукнешь - сразу захрустит.
Из воды он род берёт
Ну, конечно, это (лёд)
Запишем на доске его агрегатное состояние.
Вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Состояние вещества определяются внутренним состоянием вещества, движением и взаимодействием частиц вещества.
Свойства тел в различных агрегатных состояниях различны.
К этим трём понятиям применима физическая величина, с которой мы хорошо знакомы и для того чтобы ее назвать выполним второе задание:
О какой физической величине идет речь в пословицах (Слайд 4):
1) Иголка маленькая, да больно колется.
2) Ножик туп - хозяин глуп?
3) Шило в мешке не утаишь.
(Речь идет о физической величине - давлении).
II. Актуализация знаний
- Какую физическую величину называют давлением? (обучающиеся дают определение давления)
- Какой буквой обозначается давление? ( р )
- В каких единицах измеряется давление? (в Паскалях).
Слайд 5
- Найти нужную формулу.
Обучающиеся по одному выходят к доске и заполняют таблицу формулами.
Обращение к ученикам с вопросом: "Что же будет объектом нашего изучения?"
Тема урока: Давление в твердых телах, жидкостях и газах.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
III. Постановка проблемы
Мы с вами вспомнили определение давления и формулы для вычисления давления твердых тел, жидкостей и газов. (Слайд 6)
А одинаково ли передается давление твердым телам, жидкостям и газам? Есть ли отличие в оказании давления?
И от чего зависит давление твердых тел, жидкостей и газов?
Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы «Давление в твердых телах, жидкостях и газах». мы проведем несколько исследований, для этого я вас попросила разделиться на группы.
- «__1___» - мы представляем агрегатное состояние вещества - твердое.
- «___2__» - мы представляем агрегатное состояние вещества - жидкое.
- «___3__» - мы представляем агрегатное состояние вещества - газообразное.
Каждая группа будет выполнять свои исследования. Итак, у вас на партах лежат заготовленные таблицы, которые вы будите заполнять.
А девиз нашего урока - Альберт Эйнштейн сказал: «Истина - это то, что выдерживает проверку опытом».
IV. Исследование, эксперимент
1 группа: Лист исследования
Исследовать давление в твердых телах.
- Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике.
- Сначала гвозди, вбитые в доску, устанавливаю на песке остриями вверх и кладу на доску гирю 150 г.
- Затем доску переворачиваю и ставлю гвозди на острие.
- Пронаблюдайте за движением гвоздя.
- Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах.
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Твёрдое |
2 группа: Лист исследования
Исследовать давление в жидкостях.
- Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.
- Откройте тюбик с зубной пастой, сделайте сбоку несколько отверстие и выдавите содержимое.
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Жидкое
|
3 группа: Лист исследования
Исследовать давление в газах.
- Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
- Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Газообразное |
Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково.
Учитель. Молодцы! А вы знаете, что только что сами сформулировали закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов.
V. Подведение итогов эксперимента
Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление твердых, газообразных и жидких тел». Учитель показывает на доске аналогичную заполненную таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Твёрдое |
Атомы колеблются около положения равновесия |
Давление передается по направлению действия силы (перпендикулярно поверхности) |
|
Жидкое |
Частицы не расходятся на большие расстояния, скачками меняют свое положение |
Давление передается по всем направлениям одинаково |
|
Газообразное |
Частицы двигаются по всем направлениям почти не взаимодействуя друг с другом |
Давление передается по всем направлениям одинаково |
Устали? Давайте немного отдохнем.
VI. Физминутка
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево,
Всё мы делаем умело
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растёт,
Прыгнем - вовсе пропадёт!
VII. Закрепление изученного
Ребята, вспомним, от какого греческого слова происходит «физика», т.е. физика - это наука о природе. Все явления из природы можно объяснить с точки зрения физики.
Наша природа позаботилась обо всех животных и растениях.
Каких животных вы видите на экране?
А чем же наградила этих животных природа?
Что их всех объединяет? (поддерживаю беседу до клыков)
(Все они имеют стройное тело, мощные подвижные конечности, способные быстро бегать, мускулистая шея. Объединяет их сходство в строении зубного аппарата и способе питания. Мощные длинные клыки, когти служат для схватывания, удерживания добычи. Моржи, например, своими огромными бивнями раскапывают на морском дне моллюсков)
Почему клыки, когти у них острые? Как вы объясните это, используя полученные сегодняшние знания?
На 2-м фото кого мы видим? Есть ли здесь связь с темой? (ноги верблюда, страуса заканчиваются широкими ступнями, а сама подошва толстая, без роговых копыт)
Как видите, природа заботится и о животных, и о растениях, и о человеке, а мы с вами должны позаботиться о ней!
природа всегда была и остается помощником человека.
Ребята, я вам приведу пример, где человек, природа и законы физики взаимосвязаны. Вспомните про битву на Чудском озере
Чем же знаменита эта операция? (пауза)
Легендарная операция «Багратион» началась с белорусских болот и проходила с 23 июня по 29 августа 1944 года. Константин Константинович Рокоссовский выбрал тактику: идти на врага через болото, откуда наступательного удара враг никак не ожидал. И эта операция оказалась, не просто стратегически успешной, она стала победной! Была освобождена территория Белорусии, Восточной Польши и часть Прибалтики, практически полностью разгромлена немецкая группа армий «Центр». (1 мин)
Обратите внимание, наши войска прошли через болото!
Как им это удалось? (пауза 10 с)
Что вы видите на экране? (почему мост должен был быть широким?)
VIII. Рефлексия
- Итак, что мы с вами сегодня узнали? (Мы с вами выяснили, что с проблемой давления человек часто встречается в своей деятельности. Мы также увидели, что и в животном мире велика роль давления в их борьбе за существование.)
- Для чего же люди должны знать, что такое давление?
- Пригодятся ли вам в будущем знания, полученные сегодня на уроке?
IX. Подведение итогов. Домашнее задание
Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.
В заключение хочу сказать. Изучение физики делает вас ближе к природе, учит понимать ее. Мне хочется пожелать вам научиться любить природу, и разговаривать с ней на одном языке. Вы были любознательны, активны, приветливы. Спасибо вам за сотрудничество.