Цель: Создание условий для формирования дружного и сплоченного коллектива и представления о роли дружбы в жизни.
Задачи:
- Образовательная:
- дать понятие дружбы;
- ознакомить с правилами дружбы;
- научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
- Развивающая:
- развивать у детей устную речь, память, внимание, расширять кругозор;
- развивать умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
- Воспитательная:
- воспитывать доброжелательность, стремление понимать друг друга, разделять радости и печали друзей;
- показать важность истинных друзей в жизни человека;
Планируемые результаты:
- Личностные: проявлять уважительное отношение друг к другу, уметь ценить взаимопомощь и взаимоподдержку;
- Регулятивные: в сотрудничестве друг с другом находить правильные решения, контролировать своё поведение, оценивать свои личностные качества.
- Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска.
- Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета, вступать в диалог, сотрудничать с товарищами, научиться понимать различные мнения других людей, участвовать в коллективном обсуждении.
- Предметные: демонстрируют знания о понятии «дружба».
Форма проведения и обоснование её выбора: классный час с элементами игры.
Данная форма выбрана в соответствии с возрастными особенностями детей. Игра имеет ещё большое значение в жизни ребёнка, играя, он учится взаимодействовать с друзьями, взрослыми, учится соблюдать правила, познаёт трудные для него понятия.
Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:
- Наглядные (показ презентации)
- Словесные (беседа, рассуждения)
- Практические (выполнение заданий, создание дерева дружбы, уголка примирения)
- Игровые (игры)
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для данного мероприятия.
- Кадровые: Совун - игрушка, учитель, учащиеся 1 класса.
- Методические ресурсы: для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-комуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся, осуществлялся системно-деятельностный подход.
- Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (эвристическая беседа, разбор ситуаций);
- наглядный (презентация)
- практический метод (изготовление дерева дружбы, уголка примирения)
и приёмы:
- игры, работа в парах, коллективная работа.
Материально-технические, информационные ресурсы: ПК, проектор, экран, музыкальное оборудование, интернет, оборудование для уголка примирения, раздаточный материал для игр, игрушка совы.
Информационные:
- материалы журнала «Справочник классного руководителя». «ПроДетЛит» (всероссийская энциклопедия детской литературы);
- методическое пособие для классных руководителей «Классные часы» 1 класс Москва «ВАКО» 2011г.
Сценарий классного часа с элементами игры «Без друга в жизни худо»
(звучит песня «От улыбки», ребята занимают свои места)
Учитель:
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
А урок наш не простой
Классный час наш заводной!
(слышим уханье совы и дети интересуются что это за звук, учитель с удивлением идёт к шкафу)
Учитель: Ой, ребята, посмотрите, Совун к нам прилетел. Вы не знаете кто такой Совун? Конечно, вы же только в 1 классе и ещё с ним не встречались! Но он прилетает крайне редко, когда случаются неприятности в сказочной стране.
Учитель: Посмотрим, с чем он прилетел в этот раз! Ого! Прогресс дошёл и до сказочной страны! Вместо письма он принёс нам флешку! Ну, посмотрим. Вам интересно? Мне тоже! Ага вот и файл, откроем его!
Учитель: Ну вот, а письмо то зашифровано, видно и вправду что-то неладное приключилось! Но я думаю мы с вами расшифруем послание. Кто догадался как нужно читать? (наоборот) (Помогите! Найдите и помирите сказочных друзей!)
Учитель: Но как случилось, что друзья поругались и потерялись?
Совун: Дорогие первоклассники! Мы за вами наблюдали и очень гордились вашей дружбой! Но со временем стали замечать, что вы стали обижать своих друзей, толкаться, обзываться, ябедничать, смеяться над друзьми. И у нас в сказочной стране тоже друзья стали ссориться. Этим воспользовался злой колдун Ссорыч и рассорил друзей, да так, что они потерялись и не могут соединиться друг с другом! Вы же знаете, как дружили Карлсон и Малыш, Крокодил Гена и Чебурашка, Лунтик и Кузя, Крош и Ёжик, Винни- Пух и Пятачок! И вот теперь они скучают, плачут и не могут найти своих друзей! Ссорыч сделал так, что они забыли друг друга!
Учитель: Вот так дела! Да, я стала замечать, что ребята у нас стали ссориться по пустякам, обижать друг друга, но не думала, что это может зайти так далеко и отразиться даже на волшебной стране! Что же теперь делать?
Совун: Вам нужно пройти испытания Ссорыча, но только для этого быть дружной командой, не обижаться, помогать друг другу! Сможете ли вы?
Учитель: Как думаете, дети, сможете ли вы быть одной командой и спасти героев наших любимых сказок?
Сможете ли вы не ссориться, договариваться, помогать друг другу?
Проводится словесная игра "Да-да-да, нет-нет-нет".
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
- Нашей дружбой дорожить?
- Да-да-да.
- Мы научимся играть?
- Да-да-да.
- Друг другу будем помогать?
- Да-да-да.
- Друга нужно разозлить?
- Нет-нет-нет.
- А улыбку подарить?
- Да-да-да.
- Друга стоит обижать?
- Нет-нет-нет.
- Чай с друзьями будем пить?
- Да-да-да.
- Будем мы одной командой?
- Да-да-да.
Учитель: Совун, мы готовы! Где эти испытания?
Совун: На флешке, откройте следующий файл! Я помочь вам не могу, не подведите!
Учитель: Ребята, я волнуюсь, получиться ли у нас? Давайте придумаем правила и будем их соблюдать в этих испытаниях!
- слушать друга
- не ссориться
- помогать друг другу
- не смеяться друг над другом
- уметь прощать и уступать
Учитель: - Итак, мы команда? (да)
- Дружная команда? (да)
- Тогда приступим к испытаниям!
Испытание 1: сплочение команды
«Здравствуй, друг»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за ведущим фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:
- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
- Ты пропал! (разводят разочарованно руками)
- Я скучал! (гладят друг друга по плечу)
- Ты пришёл! (широко разводят руками)
- Хорошо!!! (обнимаются).
После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.
Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.
(звучат фанфары)
Учитель: - Молодцы! Смотрите, ребята! Вы прошли испытание и Карсон нашёл Малыша! Здорово, оказывается, если вы проходите испытание дружно, то сказочные герои вспоминают своих друзей!
- Давайте скорее продолжим! Нам надо много успеть!
Испытание 2: Узнай, что такое дружба и собери пословицы о дружбе!
Учитель: - Дети, давайте мы будем работать в парах! 1 и 2 пара в словарях будет искать определение дружбы, 3-я пара - в интернете, а остальные будут собирать пословицы! Так мы справимся быстрее! (звучит песня «Дружба крепкая»)
(ребята зачитывают определения дружбы из разных словарей, а на доску вывешиваем листочки с определениями, зачитывают собранные пословицы, которые наклеены на листочки. Определения и листочки прикрепляем к стволу дерева, которое принёс с собой Совун, получается дерево Дружбы)
(звучат фанфары - нашли друг друга Крокодил Гена и Чебурашка)
(фото с мероприятия - приложение 1)
Испытание 3: Игра «Дуэт»
Приглашаю для игры двух хороших друзей (две пары). Встаньте в один ряд и вставьте ноги в коробку, один - правую, другой - левую. Как только зазвучит музыка, вы должны тронуться в путь, и таким образом дойти до конца класса. (Песня «Если с другом вышел в путь»)
Учитель: - Ребята, это же так трудно идти, будучи «Прикованными» друг к другу, как же вам это удалось сделать быстро и хорошо?
- Посмотрите, чтобы дойти быстро, чтобы никто не упал по пути, наши герои были рядом друг с другом плечом к плечу. А это ещё раз подтверждает, что они верные, настоящие друзья. Мы должны с вами признать, что у каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь.
(звучат фанфары - Лунтик и Кузя встретились)
Испытание 4: Разбор жизненных ситуаций
- Петя пришёл в школу с новеньким сенсорным телефоном и хвастался друзьям с гордостью его показывая. Вдруг он заметил в руках Васи обыкновенный кнопочный телефон и стал смеяться над ним. Вася стыдливо убрал свой телефон в портфель Прав ли Петя? Как бы поступил ты?
- Твой друг обозвал одноклассника плохим словом. Твои действия.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Твои действия
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия
- Твой друг получает плохие отметки, и тебе запрещают с ним дружить. Твои действия.
- Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
- Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду, что ты сделаешь?
(звучат фанфары Львёнок и Черепаха встретились)
Физминутка
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Улыбнемся веселей,
Стали мы еще дружней!
Испытание 5: Задание "Цветок-дружбы"
У каждой пары есть лепестки с названием качеств человека (плохих и хороших).
Хорошие: добрый, честный, щедрый, заботливый, отзывчивый, терпеливый, смелый.
Плохие: трусливый, жадный, ябеда, каприза, задира, лживый, злой.
Дети предлагается приклеить лепестки с теми качествами, которыми должен обладать настоящий друг.
Приклеиваем получившийся цветок на дерево дружбы. (песня «Вместе весело шагать»)
(звучат фанфары Крош и Ёжик нашли друг друга)
Испытание 6. «Уголок примирения»
Очень важно уметь прощать друзей и просить прощения, если был неправ. Создайте в классе уголок примирения.
Учитель: - Да, задание сложное.
Подумаем: - Нужен нам такой уголок в классе?
- где мы его создадим?
- что туда поместим?
- какой ритуал придумаем? (учитель выслушивает варианты детей и предлагает свои, если ребятам сложно, например: ладошки на красивой коробке с Леопольдом, ладошки с надписями, мирилка - игра на коврике, все заготовки готовятся заранее)
Изготовление уголка примирения, туда же помещаем дерево дружбы, которое потом можно дополнить листиками с стихами о дружбе или текстами песен, может дети что-то придумают ещё). (песня «По секрету всему свету»)
(звучат фанфары Винни-Пух и Пятачок встретились)
Совун: - Ура!!! Вы большие молодцы! По волшебной связи я получил сообщение, что Ссорыч повержен и все сказочные герои в волшебной стране соединились! Вы большие молодцы! Я так рад! Так рад! (плачет от счастья) Спасибо вам! Я верю, что теперь вы больше не будете ссориться по пустякам, толкаться, обзываться! Помните, что от вас много зависит!
Учитель: - Совун, конечно ребята будут стараться сдерживаться, будут мириться и прощать друг друга! Правда, ребята? Мы постараемся быть дружной командой! И будем ждать вас в гости с хорошими новостями!
Совун: - мне пора! Сегодня будет праздник!!! До свиданья, ребята! Не забывайте правила дружбы: я вам принёс их в подарок и вы можете повесить их в свой уголок примирения! До встречи!
Учитель и ребята: - до встречи!
Учитель: - Вы большие молодцы! Показали, что умете дружить! Давайте будем более внимательны друг к другу, помогать во всём и не ссориться! Дети встают в круг, соединяя руки в середине круга и дают клятву: не ссориться, не драться, нет обзываться, быть самыми дружными! Мы - команда!
И я хотела бы закончить наш классный час такими словами: «Ребята, давайте жить дружно!»
Под песню Барбариков о дружбе наводят порядок в классе и уходят домой.