Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с РАС. 1-й класс (вариант 8.3)

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


А. поступил в школу 01.09.2022 года в 1-й класс из МБДОУ ДС № 13. Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3).

Мальчик воспитывается в полной семье, состоящей из трех человек. Взаимодействует со школой мама, которая интересуется динамикой развития ребенка, помогает в обучении, старается прислушиваться к рекомендациям учителя.

Общая моторика, координация движений нарушены, наблюдается расторможенность (раскачивание, прыжки, размахивание руками, хлопанье в ладоши, манипулирование каким-либо предметом). В глаза смотрит, телесного контакта не избегает. Мелкая моторика развита не достаточно, не умеет застегивать пуговицы, не владеет ножницами. Рисует карандашом, кистью, но из-за неправильного захвата, слабого мышечного тонуса в руке работы имеют небрежный вид. Ведущая рука правая.

У А. низкий уровень осведомлённости о себе, своей семье, окружающем мире. Временные и пространственные представления не сформированы.

Восприятие нарушено. Требуется постоянное побуждение из вне, стимулирующие вопросы для понимания задания. Знает основные цвета, величину, геометрические формы. Складывает простые фигуры по образцу. С трудом выделяет главное, обобщить материал не может.

Внимание неустойчивое, плохо концентрируется на предложенных объектах, легко отвлекается на внешние раздражители, теряет интерес к заданию, быстро утомляется.

Тип памяти: зрительный, механический. Из-за речевых нарушений у мальчика трудно судить об объеме запоминаемой информации.

Мышление - наглядно-образное. Не всегда устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания требуется подробное, неоднократное разъяснение педагога. Операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения не владеет.

Речевое развитие нарушено. Словарный запас беден, ограничивается обиходно-бытовой тематикой (кушать, гулять и т.д.). Фразовой речи нет, употребляет отдельные слова, не соединяя их в словосочетания. Фонематический слух недостаточно сформирован, допускает многочисленные ошибки в звукопроизношении. Обращенную речь понимает на уровне простых инструкций, реагирует на просьбу.

Работоспособность низкая. А. может продуктивно работать 1-2 урока. Из-за повышенной двигательной активности требуются частые динамические паузы в работе, на постоянной основе используется балансировочная подушка. При утомлении, истощении начинает кричать, плакать, стучать по парте, разбрасывать вещи, убегает из-за стола, ложится на пол.

Мальчик способен понять инструкцию словесную и наглядную, но испытывает трудности в планировании, контроле своей деятельности, требуется постоянная направляющая помощь педагога.

Программный материал не усваивает.

По математике знает цвета, счет в пределах 20 (механически). Называет количество предметов. Решает примеры в пределах 6 на наглядном материале с помощью учителя. Смысл задач не понимает, самостоятельно записать не может. Знает изученные буквы, может читать закрытые слоги, слова из 2 букв (ау, уа, ум…). Пишет цифры, буквы, но не соблюдает клетку, строку. На уроках ИЗО и труда работы делает с помощью взрослого. Фронтальную инструкцию учителя у доски не воспринимает, требуется индивидуальное повторение. К заданиям может приступить самостоятельно, выполняет работу, не соблюдая требования. Любит урок физкультуры, но команды учителя не выполняет, делает то, что считает нужным.

Правилами поведения в общественных местах Саша владеет. Проявляет беспокойство и негативную реакцию на слова педагога при переутомлении, повышенной нагрузке. Боится всего нового, непривычного, громких звуков, начинает кричать, убегает, поэтому участие в общественных мероприятиях вызывает затруднение.

К одноклассникам мальчик интереса не проявляет, во взаимодействие вступает редко, не агрессивен. Идет на невербальный контакт со старшими детьми (любит ходить за руку или держаться за капюшон). Игровой деятельности нет, в ролевых играх не участвует. Манипулирует предметами, извлекает из них звуки.

Навыками самообслуживания владеет недостаточно, не критичен к внешнему виду надевает вещи наизнанку, задом наперед).

Для преодоления затруднений в обучении, самообслуживании, общении со сверстниками, взрослыми Саша нуждается в постоянной индивидуальной коррекционно-образовательной помощи.

Характеристика дана для консультации у психоневролога.