Человеческая личность во многом развивается под влиянием социокультурных феноменов. Ребенок, появляясь на свет, оказывается в окружении определенных социально-культурных стереотипов, обычаев, традиций и т.д. Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского психический мир отдельного человека складывается путем интериоризации внешних форм общения и деятельности. Значительную роль в этом процессе играют родители ребенка. Родители (а в особенности мать) опосредуют связи ребенка с внешним миром. Деструктивное поведение - это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.
Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев, внутренними формамидеструктивности - проявление суицидальных наклонностей, пагубных пристрастий и др.
Профилактическая деятельность школы заключается в организации бесед, классных часов и конечно в вовлечении детей во внеурочную деятельность. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность. Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. В результате таких совместных «дел», формируются положительные стороны развития личности под влиянием семьи, где ребенок любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально-одобряемым поведением. В результате у детей формируются: хорошие познавательные способности и чувство юмора, внутренний самоконтроль, способность управлять гневом, целеустремленность, навыки принятия решений, интерес к учебе, социально-одобряемым увлечениям, активному участию в работе класса, наличие определенных обязанностей и успехов в их выполнении, уважение других людей, законов и норм общества, школы, семейных стандартов, признание и одобрение правильных действий.
Подобное явление можно проиллюстрировать. Так, например, маленькие дети легко «заражаются» настроениям взрослых или других детей: у них возникают легкое чувство сопереживания, или стремятся отдалиться, отойти от человека, внушившего им неприятное переживание.
Так, в «Лицее имени Н.Г.Булакина» создан правовой кукольный театр «Твоё право». В системе воспитательной работы классного руководителя одно из ведущих направлений занимает воспитание правомерного и законопослушного поведения. Выполнение творческого коллективного проекта в виде правового кукольного спектакля способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов школьника, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления. Правовой спектакль содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Содержательность и организация работы основаны на следующих принципах: сотрудничество и доброжелательность. Воспитательный процесс ориентирован на доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика и педагога.
Правонарушения и преступления совершались на протяжении всей истории человечества, и эти сюжеты нашли отражение и в детских произведениях, чтобы наглядно показать и объяснить детям такие понятия, как «Добро» и «Зло». Правовые категории, обыгранные с помощью кукольных героев вызывают неподдельный интерес у ребят, привлекая своей наивностью и простым решением, представленный в детских книгах, мультфильмах и художественных фильмах.
У школьников среднего звена должны быть сформированы общечеловеческие ценности, такие как, гражданственность, доброта, честность, справедливость. Для воспитания правомерного и законопослушного поведения ребят важно, чтобы знания о современных законах стали для учащихся чем то, жизненно - необходимым, приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в осознанное поведение, сформировалась своя собственная позиция и внутренние убеждения.
Ребята, вместе с присутствующими на мероприятии родителями, заинтересовали младших школьников своей идеей - поиском неправомерного поведения у известных сказочных героев, и современным объяснением этих поступков, на основе действующего законодательства.
Целью мероприятия является формирование правомерной гражданской позиции учащихся через интерпретацию народных сказок с помощью кукольного театра, и накопление личного социального позитивного опыта.
Задачи:
- формировать основные правовые идеи и качества личности: гражданственность и ответственность;
- уметь объяснять правонарушения и процессы социальной действительности;
- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, противодействовать деструктивному поведению школьников;
- создать условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, способствует развитию дружеских отношений, помогает воспитывать в учащихся чувства справедливости, честности, уважения прав другого человека. Работа по представленной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся: продемонстрировать правовые знания, проявить красноречие и показать возможность перевоплощения в сценический образ.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия: написать сценарий; составить план подготовки мероприятия: дать информацию о проводимом мероприятии (разработать, размножить и распространить объявления; определить участников театрализованного представления и дать им задание, найти соответствующий материал правонарушения в сказке и найти соответствующие статьи в Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ); приготовить кукол реквизиты, костюмы для театрализованного представления; подготовить музыкальное оформление. Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, компьютер, экран); подготовить место проведения мероприятия: оформить кабинет согласно тематики мероприятия; декорации. Подготовить места расположения участников, зрителей (младших школьников, приглашенных гостей: родителей, администрации Лицея; подготовить подарки приглашенным гостям (самостоятельно изготовленные буклеты о защите прав детей; провести репетиции с обучающимися.
Кукольный спектакль «В гостях у Ш.Холмса: «Гадкий утенок»
Действующие лица:
- Автор
- Аист
- Лягушка 1, Лягушка 2, Лягушка 3
- Гадкий утёнок
- Утка-Мать
- Утята
- Старая утра
- Курица
- Гусь
- Петух
- Знатная утка - Индейка
- Охотник
- Собака
- Ворон
- Лебедь 1, Лебедь 2, Лебедь 3
Сцена 1
Звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлок Холмса».
Миссис Хадсон: Добрый день, дорогие наши зрители! Сегодня мы расследуем Новое дело, в котором произошла неприятная ситуация. Вы знаете, я никак не пойму, почему в мире такие жестокие есть личности, которые отличаются большим самолюбием, даже эгоизмом! Вот, была я вчера на птичьем дворе и пришла в такой ужас!
Стоп, а где же же наши сыщики, где мои друзья?
Шерлок Холмс, Доктор Ватсон, вы где? Я уже начала рассказывать новую историю, а вы еще не вышли к завтраку! Чай остывает!
Ш. Холмс, Доктор Ватсон, Миссис Хадсон, Мы уже здесь!
Миссис Хадсон, О, я рада вас видеть, мои друзья!
Ш. Холмс (пьет чай) Ну что же, давайте вместе разберемся в вашей истории М.Х.
Доктор Ватсон да, давайте послушаем эту странную историю!
Миссис Хадсон И так, джентльмены, садитесь поудобнее, вот моя история.
Сцена 2
Звучит музыка (летний луг)
Автор: Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по на каком-то языке.
Аист: болтает по-египетски
Лягушка 1: а что это он, нормально разговаривать разучился?
Лягушка 2: да нет же, это он год назад в египет съездил и до сих пор не отошёл
Лягушка 3: песню поют
Автор: а не далеко от туда, в чаще сидела на яйцах утка.
Утка-Мать: Сижу сижу, целую неделю уже сижу, ух, надоело, когда же вы появитесь на свет, мои детки? Что вот там делается, на зелёном лугу? Опять этот дурак, аист, вот, что он там болтает, и ведь никому не понятно. Сам себе на уме. Выучил какой то язык, когда летал в Египет, вот теперь и важничает.А где же мои подружки, утки. Никто меня не навещает, ну что за жизнь такая.
Автор: и наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята: Пип, пип! Кряк, кряк!
Утка-Мать: Поторапливайтесь! Наконец то! Посмотрите ка вокруг мои утятки.
Утята: Ах, как велик мир! И здесь куда просторнее, чем в скорлупе.
Утка-Мать: Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? Какое там! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, за поле... Ну что, все уже выбрались?
Утята: Ах нет, еще не все...
Утка-Мать: Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.
Старая утка: Ну, как дела? Ты еще все сидишь в этих лопухах?
Утка-Мать: Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца!
Старая утка: Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, Уж не индюшечье ли оно? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!
Утка-Мать: - Нет, я, пожалуй, посижу, -Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.
Старая утка: - Ну и сиди! Я тебя предупредила.
Гадкий утенок: - Пип! Пип!
Утка-Мать: Но какой же ты не красивый и гадкий! Ужасный урод! И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле?
Сцена 3
Звучит музыка (летний луг)
Автор: На другой день погода стояла чудесная, зеленый луг был залит солнцем.
Утка-Мать: Ну, утята мои, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество - мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас!
Автор: Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора.
Звучит музыка (кудахтанье, кряканье - весело)
Утка-Мать: Ну, ну, шевелите лапками!
Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, - по этому лоскутку ее сразу узнают и люди и животные.
Утята: Кряк, кряк!
Старая утка: Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!
Знатная утка - Индейка Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй... Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать. Остальные утята очень, очень милы! - Ну, будьте как дома, а если найдете угриную головку, можете принести ее мне.
Курица: Давайте его погоним с нашего двора, клюйте его в шею!
Утка-Мать: Оставьте его! Ведь он вам ничего не сделал!
Курица: Предположем, что так. Но какой-то он большой и несуразный!
Гусь: Не мешает его немного проучить.
Старая утка: Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.
Утка-Мать: Это никак невозможно! Он некрасив - это правда, он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Поэтому пусть пока живёт с нами.
Петух: Он Слишком велик! И надо же было такому уродиться, таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!
Старая утка: Глаза б мои на тебя не глядели!
Знатная утка - Индейка: Ну и гадкий же ты! - Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню.
Сцена 4
Звучит грустная музыка
Автор: Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка и в один момент утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты. Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны.
Гадкий утенок: Это оттого, что я такой гадкий… бежать, бежать не знаю куда. Во, болото, здесь я и буду жить.
Сцена 5
Автор: Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал. Так просидел он в болоте два дня. Но на третий день он услышал.
Охотник: Пиф! Паф! Да ёлки палки, опять промахнулся!
Собака: Да вон же, стреляй, стреляй!
Охотник: Я почти попал!
Собака: Ну как так, 7 лет с тобой на охоту хожу, так ты до сих пор стрелять не научился! Эх, ты, разиня. никогда попасть не можешь в цель!
Охотник: Да сам ты такой! Как будто сам хоть что-то поймал!
Собака: Вон лучше смотри в камышах утенок сидит. Гляди- ка, спрятал голову под крылышко, …Ха-ха!
Охотник: Фууу, какой он худой и страшный, даже трогать его не хочется!
Собака: Мда... Ну хоть что-то.
Охотник: Да не, пошли от сюда, он нам не нужен.
Гадкий утенок: Кажется, пронесло, видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!
Автор: Гадкий утёнок продолжал жить на болоте, плавал и нырял, но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким. Так он и прожил всю осень, зиму и весну.
Ворон:. Брр! Замерзнешь при одной мысли о такой стуже!
Сцена 6
Автор: И как-то раз под вечер, когда солнышко сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел - все белые как снег, с длинными гибкими шеями... Это были лебеди. И вдруг они начали спускаться на землю и приземлились на болоте, и какая-то непонятная тревога охватила утенка. Он не знал, как зовут этих птиц, но полюбил их. Он начал наблюдать за ними.
Гадкий утёнок: Ах, какие же они красивые, вот бы и мне стать таким же!
Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!
- Убейте меня! - сказал гадкий утенок и низко опустил голову.
Автор: И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!
Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье.
Автор: Вдруг одина из этих чудесных птиц заметила его.
Лебедь 1: Какой красивый! Иди к нам!
Лебедь 2: Какой лебедь! Он такой красивый и молодой! Лучше всех!
Гадкий утенок: Я? Красивый? Мне никто и никогда не говорил такое! Все всегда только унижали меня.
Лебедь 1: Ну как так можно? Как вообще можно унижать такого чудесного и прекрасного лебедя!
Лебедь 2: Не обращай на них внимание, ты самый красивый, лучше полетели с нами.
Лебедь 3: Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!
Автор: И тут он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его. Но всё это было позади. Теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. И в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!
Гадкий утенок: Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!
Сцена 7
Звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлок Холмса».
Ш.Холмс: Ну что же, здесь налицо, я вижу нарушение личных прав Утенка на заботу, на право воспитываться в семье, хоть она и приемная, и просто право на жизнь!
Доктор Ватсон. Да, сэр, Это статья 7. Конвенции о правах ребенка. В ней говорится о том, что ребенок имеет право знать своих родителей и имеет право на их заботу. И в Семейном Кодексе РФ в Статье 54. Говорится что, Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, в том числе усыновленный или находящийся под опекой или попечительством в семье.
Миссис Хадсон: Ой, а ведь здесь, так грубо нарушили это право, на достойный уровень жизни Утенка. И его все обижали!
Ш.Холмс: Давайте спросим у Утенка, защищал ли кто то его права? И как это происходило?
Гадкий утенок: Господа, Да, мне было очень страшно и тяжело! И меня все презирали! Но моя приемная мама утка, меня защищала, как могла. Я надеюсь, что таких отвратительных поступков на птичьем дворе больше не будет в отношении несчастных и брошенных утят, каким я был раньше. Со мной все обошлось, и я нашел свою настоящую семью. И теперь я счастлив!
Доктор Ватсон: А ты простил своих обидчиков?
Гадкий утенок: Конечно, когда ты счастлив, все остальное уходит, и я хочу выразить признательность моей приемной маме -утке. Ведь, что было бы со мной, если бы она меня бросила? Она заботилась обо мне!
Утка-Мать: Добрый день господа! Здравствуй мой сыночек! Какой же ты вырос красивый и большой! Я восхищаюсь тобой! Я так рада, что у тебя все хорошо! А своим соседям на Птичьем дворе, я расскажу, какой ты, и скажу, что нельзя быть такими бездушными, а надо проявлять милосердие и сострадание. Заботится о тех, кому нужна помощь!
Миссис Хадсон (вытирает слезы): Ах, какая тяжелая история господа! Как же я расчувствовалась! Но все закончилось хорошо!
Ш.Холмс: Не расстраивайтесь миссис Хадсон, «Буллинг», которому подвергся Утенок проявлявшийся в виде агрессии жителей Птичьего двора, выражался в психологическое форме насилия, в словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее); но Утка-Мать противостояла этому, и в результате Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, нашел свою семью и улетел в теплые края!
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Литература
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014). - М.: Юрист, 2015. - 48 с.
- Баряева Л., Вечканова И, Загребаева Е., Зорин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - школьникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191с.