Организационно-методические условия реализации дизайн-проекта текстильной развивающей игрушки по сказке «Три поросёнка»

Разделы: Технология

Ключевые слова: сказка «Три поросёнка»


Осуществление социально-экономических реформ в нашей стране ставит перед системой образования проблему совершенствования воспитания и социализации обучающихся. Это обусловлено переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предполагающий ориентацию на новые результаты образования.

Разработчики ФГОС выстраивают такую их классификацию: предметные, метапредметные, личностные. Достижение последних невозможно без гармоничного развития познавательных и творческих способностей младших школьников. «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС НОО/П раздел п.9/).

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности обучающимся, начиная с младшего школьного возраста, реализовать свой творческий потенциал, так как ребёнок этого возраста наиболее восприимчив к творческому развитию.

Проблема творчества и творческих способностей рассматривалась в работах многих отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, В.И.Дружинина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Богоявленского, Я.А.Пономарева, Н.Ф.Вишняковой, А.А.Мелик-Пашаева, В.А.Кан-Калика, В.В.Познякова и др. Зарубежные психологи, занимавшиеся исследованиями по данной проблеме: Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг, Г.Айзенак, А.Танненбаум, А.Олах и др.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности начиная с детского сада.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры [1]. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

Игрушка во все исторические времена была неразрывно связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека [2].

Самой ранней, известной нам текстильной развивающей игрушкой была кукла. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять.

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации текстильных развивающих игрушек: по тематике и видам игр (Аркин Е.А., Флерина Е.А.), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (Макаренко А.С.). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т. д. [4].

Чаще в современной литературе классификация текстильных игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки, перчаточные, пальчиковые), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Изучив различные формы текстильных игрушек, предпочтение было отдано форме «куб».

Преимущества данной формы в том, что у кубика есть определенный вес, форма, что важно ребенку для познания окружающего мира. Если кубик упадет, издается определенный звук: тарахтящий или шелестящий. Также важное преимущество кубика - это шесть рабочих сторон (поверхностей). На данные поверхности можно нанести связанный сюжет или совершенно не связанные понятия и вещи (например, жирафа, пуговицы, шнурки, зеркальце, буквы алфавита, застежки, заклепки, бабочку и т.д.).

С помощью шести рабочих поверхностей можно выстроить сюжет, при этом рассматривая определенную сторону, мы акцентируем внимание именно на ней.

Также стоит обосновать выбор сказки-сюжета для будущего текстильного кубика.

Сказка «Три поросёнка» всем известное произведение. Это та сказка, которую одну из первых мамы рассказывают своим детям, поэтому, практически все дети знают сюжет.

Поросёнок - это анималистический приятный, добрый персонаж, который ассоциируется с маленьким ребенком; ребенок сам способен сопоставить себя с поросенком (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Эскиз «Три поросёнка» для текстильного развивающего кубика

Сказка обладает понятной, четкой и структурированной сюжетной линией.

В сказке присутствует яркий характерный отрицательный персонаж (волк) (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Эскиз «Волка» для текстильного развивающего кубика

В сказке «Три поросёнка» есть поучительный момент, который доступен для понимания маленьким детям (Поучение: нужно не лениться, а трудиться, чтобы чего-то добиться, «не быть съеденным волком»).

Изучив в сети Интернет представленные образы сказочных персонажей (поросят и волка) [19], были изготовлены графические эскизные решения (Рисунок 3):

Рисунок 3 - Эскиз «Домики для поросят» для текстильной развивающей игрушки

Для эскизов были взяты альбомные листы, краски акварель и гуашь, набор кистей разного размера («Пони» и «Белочка»). Сперва детали рисунка зарисовывались простым карандашом, затем красились детали. Рисунок не слишком сложный, легкий для восприятия маленьким ребенком.

Прорисовывалась каждая сторона будущего текстильного кубика. Нужно было продумать правильное расположение деталей, правильно распределить героев по всему кубику так, чтобы каждая из сторон кубика несла смысл, историю, была интересной (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Графические эскизы будущего кубика

Одним из важных этапов создания игрушки является - подбор материала. Несмотря на цветовое многообразие тканей, для работы был выбран фетр - податливый красивый материал, тактильно приятный (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Ассортимент фетра для будущей игрушки

Педагогический потенциал и игровая вариативность игрушки расширены за счет дополнения декором, съемными деталями- камуфляжа, различными застежками, пуговицами, и т.д. Всё это будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка, формированию образного мышления фантазии и воображения.

Также плюсами нашей игрушки можно назвать:

  • учит детей узнавать русскую народную сказку по картинке;
  • учит детей рассказыванию сказки, пересказу текста;
  • развивает речь детей, делает её эмоционально насыщенной;
  • воспитывает желание работать в коллективе;
  • вызывает чувство радости;
  • повышает настроение посредством русских народных сказок.

Исходя из анализа ставим перед собой задачу, разработать текстильную развивающую игрушку - кубик. Кубики - популярная во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Дети, играя с кубиками, развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление, воображение и фантазию. В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим материалом в обучении понятиям цвета, размера, количества.

Игрушка должна быть:

  • Многофункциональной (развивающей, иметь практическое применение);
  • Прочной;
  • Удобной;
  • Привлекательной;
  • Не сложной в изготовлении;
  • Экологически чистой.

Такая игрушка будет способствовать развитию ребенка. Преимущества кубика в том, что: он прост в изготовлении, имеет шесть функциональных сторон, на которых можно расположить как не связанные между собой сюжеты (картинки), так и выстроить целую сюжетную линию.

На основе выбранного эскиза, приступаем к разработке опытного образца текстильной развивающей игрушки кубик по сказке «Три поросёнка».

В первую очередь делаем эскиз волка на бумаге. Прорисовываем карандашом все детали, чтобы потом перенести параметры и размер каждой детали на фетр выбранного цвета (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Эскиз волка из сказки «Три поросёнка» на бумаге

После этого подготавливаем выкройки деталей волка на фетре. Для туловища волка был выбран фетр серого цвета, для пасти волка и жилетки используем красный фетр, штанишки для волка из коричневого фетра, ремень делаем из черного и желтого фетра (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Выкройка деталей волка из сказки «Три поросёнка» на фетре

Затем прикладываем детали друг к другу, и проверяем всё ли совпадает и не требует изменения пропорций деталей (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Проверяем параметры деталей Волка

Если всё совпадает и не требует доработки, пристрачиваем детали друг к другу (Рисунок 9).

Рисунок 9 - Пристроченные детали Волка из сказки «Три поросёнка»

Теперь приступаем к пошиву Поросят из сказки «Три поросёнка».

Также, как и с Волком, сперва делаем эскиз на бумаге (Рисунок 10).

Рисунок 10 - Эскиз Поросят из сказки «Три поросёнка» на бумаге

Затем переносим все детали поросят на фетр. Нам понадобится: розовый фетр - для туловища поросят, зеленый, синий, желтый и оранжевый фетр для одежек поросят, ярко-розовый фетр - для пятачков и ушек, красный фетр - для щек поросят, черный фетр - для копытец поросят (Рисунок 11).

Рисунок 11 - Выкройки деталей Поросят из фетра

Затем примеряем детали и если всё в порядке, пристрачиваем их друг к другу (Рисунок 12).

Рисунок 12 - Изготовление поросёнка для текстильного кубик

Таким образом, у нас получилось четыре сказочных персонажа: три поросёнка и волк (Рисунок 13):

Рисунок 13 - Герои будущего текстильного кубика

Список материалов для изготовления развивающего кубика:

Фетр (Корея) разной толщины. Флизелин, дублерин. Использовала для уплотнения сторон. Он отличается повышенной плотностью для того, чтобы стороны кубика держали форму, Поролон для наполнения кубика, тонкий пластик. Липучка (контактная лента). С помощью липучки прикрепляют съемные элементы на странички куба: мулине и атласные ленты для вышивки, иголки, ножницы, бумага, карандаш. Идеи для кубика были подобраны в сети Интернет (Рисунок 14):

Рисунок 14 - Идеи текстильных кубиков

См. продолжение статьи