Цель: повышение интереса учащихся к изучению творчества С.Есенина по средствам технологии активного обучения.
Задачи:
- Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве С.Есенина;
- Развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- Повышение познавательного и культурного уровня детей, расширение кругозора;
- Развитие навыка командной работы.
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания, чтения и анализа поэтического текста; развитие умения сотрудничать со сверстниками;
- метапредметные: развивать способность запоминать информацию, выделять главную в соответствии с поставленной задачей, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- предметные: углубить знания о жизни и творчестве поэта, развивать навык выразительного чтения стихотворения, передавая личное отношение к произведению, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, их роль в тексте.
Техническое оборудование: ноутбук, проектор, презентация, часы, бланки с заданиями для каждой команды.
Общее время проведен ия квиза: 40 минут.
Участники: ученики 9-11 кл.
Форма проведения: квиз-игра.
Исп ользуемые методы, приемы, технологии: проблемный вопрос, мозговой штурм, поиск ответов, ИКТ.
План
1. Подготовительный этап
- Деятельность учителя: подготовка вопросов, разработка презентации, бланки с заданиями для каждой команды, разработка критериев оценивания;
- Деятельность учащихся: разделиться на команды, придумать название, выбрать командира.
2. Основной этап
3. Рефлексия
Ход мероприятия
1. Орг. Момент
Ученики делятся на 3-4 команды, 2 ученика помогают учителю.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы устроим с вами литературный квиз и посвящен он будет жизни и творчеству замечательного русского поэта. Вот что это будет за поэт - вам необходимо догадаться самим. Для этого внимательно посмотрите на слайд и определите, творчество какого русского поэта может объединять фотографии, представленные на слайде? Команда, давшая правильный ответ, заработает свой первый балл. (С.Есенин)
- Иллюстрациями к каким стихотворениям могут послужить фотографии? (1. «Белая берёза под моим окном..», 2. «Пороша», 3. «Нивы сжаты, рощи голы», 4. «Отговорила роща золотая»)
- Какие вы молодцы! Итак, сегодня мы будем с вами говорить о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. Вы заранее разделились на команды, давайте друг друга еще раз поприветствуем, представимся.
- Правила нашей игры. Квиз состоит из 5 туров, в каждом туре несколько заданий. Каждая команда за правильный ответ зарабатывает балл, ответы не выкрикиваем, поднимаем руку, друг другу не мешаем. За шум, крик баллы будут сниматься. Все баллы вносятся в таблицу (таблица на доске). Правила всем понятны? Начинаем!
2. Основной этап
Тур №1
- Посмотрите внимательно видео о жизни поэта и выполните задание.
(Помощники учителя раздают командам задание. На просмотр видео дается 7 мин, 3 мин дать и записать ответы на бланк)
Тур №2
- Пока мои помощники проверяют ваши бланки. Мы переходим к следующему заданию.
Берем конверт №2, в конверте находится стихотворение С.Есенина, только с ним произошла беда, нерадивый ученик это стихотворение разрезал на части. Ваша задача - собрать стихотворение и выразительно его прочитать. За это задание вы можете заработать 5 баллов. Каждое правильно собранное четверостишие приносит 1 балл, выразительное чтение - 1б. Приступаем к выполнению задания, вам дается 3 минуты.
(В конверте у каждой команды находится стихотворение «Береза», разделенное на части)
Тур №3
- Давайте подведем итог, кто является лидером на данный момент? Помощники сейчас объявят результат.
- Мы переходим к следующему туру.
Бланк №3. Ваша задача определить изобразительно-выразительные средства в строчках. На это задание вам дается 2 мин.
Время вышло, сдаем бланки с ответами и проверяем.
Тур №4
- Определить из каких произведений С.Есенина даны строки. Бланк с заданием №4.
Тур №5
Творчество Сергея Есенина - визитная карточка России.
Его произведения находят отклик в наших душах. Художники разных видов и жанров попытались отразить его творчество в своих произведениях. Давайте посмотрим на эти картины. Как вы думаете, почему его стихотворения так близки русскому человеку? Подумайте и дайте аргументированный ответ.
3. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия
- На этом наш литературный квиз по творчеству замечательного русского поэта подошел к концу. Мы попросим моих помощников подвести итоги и объявить результаты. Пока они готовятся, я бы хотела услышать ваши впечатления о игре.
- Что нового вы узнали?
- Вам было интересно?
- Какое настроение было во время игры?
- Для объявления результатов слово предоставляется моим помощникам. (награждение победителей)
- 3 октября 2025 года мы будем отмечать 125 лет со дня рождения Сергея Есенина. Закончить мероприятие я бы хотела стихотворением Андрея Дементьева, написанным в 1975 году (учитель под музыку читает стихотворение).
У Есенина день рождения
Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю.
Догорает лес, золотится сад.
Как листки стихов - листья вдаль летят.У Есенина день рождения,
В звонком золоте даль осенняя.
Словно музыка вдохновения -
Над землеи шумит листва.Выходила мать за околицу.
Сердцем верила - он торопится.
Рядом с нею ждал золотистыи клен.
Как похож листвои на Сережу он!Вновь звучат стихи синеи полночью.
Все хорошее с ними вспомнится.
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песнеи мне всюду рядом быть.Осень празднует день рождения.
Гроздья красные, даль осенняя...
У Есенина день рождения -
День рождения любви!
Бланк №1
Вопрос |
Ответ |
балл |
В каком селе родился С.Есенин? |
||
Кто занимался воспитанием поэта? |
||
Что подтолкнуло С.Есенина к творчеству? |
||
Какое образование получил? |
||
Куда отправился поэт в 1912г.? |
||
В кружок под каким названием вступил поэт? |
||
С какой целью Есенин отправился в
|
||
Где служил поэт во время Первой Мировой войны? |
||
Как С.Есенин отнесся к революции? |
||
Как звали жену поэта, чем она занималась? |
||
В каком году С.Есенин вернулся в Россию? |
Бланк №2
Белая берёза
|
|
Распустились кисти
|
|
И стоит берёза
|
|
Принакрылась снегом,
|
|
А заря, лениво
|
|
На пушистых ветках
|
|
Обсыпает ветки
|
|
И горят снежинки
|
Бланк №3
Определить какое изобразительно-выразительное средство используется в следующих строчках:
1. «Ржет дорога в жуткое пространство» | |
2. «Мне нравится степей твоих медь» |
|
3. «Луна, как желтый медведь» |
|
4. «А месяц скользил тонкий и скрылся за холм в полях» |
|
5. «Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова» |
|
6. «Слышен прялки ровный разговор»; |
|
7. «Стонет Русь от цепких лапищ»; |
|
8. «Колокол луны скатился ниже». |
|
9. «А зелень золотистая на солнышке горит» |
|
10. «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает» |
Бланк №4
1.
Край ты мой заброшенный,
|
|
2.
Задремали звезды золотые,
|
|
3.
Разбуди меня завтра рано,
|
|
4.
Ты жива еще, моя старушка?
|
|
5.
Я не скоро, не скоро вернусь!
|
|
6.
Отговорила роща золотая
|