Конспект внеурочного мероприятия по литературе, посвященный Есенинскому празднику поэзии. Квиз по творчеству Сергея Есенина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: С.А. Есенин


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: повышение интереса учащихся к изучению творчества С.Есенина по средствам технологии активного обучения.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве С.Есенина;
  • Развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • Повышение познавательного и культурного уровня детей, расширение кругозора;
  • Развитие навыка командной работы.

Планируемые результаты:

  • личностные: воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания, чтения и анализа поэтического текста; развитие умения сотрудничать со сверстниками;
  • метапредметные: развивать способность запоминать информацию, выделять главную в соответствии с поставленной задачей, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • предметные: углубить знания о жизни и творчестве поэта, развивать навык выразительного чтения стихотворения, передавая личное отношение к произведению, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, их роль в тексте.

Техническое оборудование: ноутбук, проектор, презентация, часы, бланки с заданиями для каждой команды.

Общее время проведен ия квиза: 40 минут.

Участники: ученики 9-11 кл.

Форма проведения: квиз-игра.

Исп ользуемые методы, приемы, технологии: проблемный вопрос, мозговой штурм, поиск ответов, ИКТ.

План

1. Подготовительный этап

  • Деятельность учителя: подготовка вопросов, разработка презентации, бланки с заданиями для каждой команды, разработка критериев оценивания;
  • Деятельность учащихся: разделиться на команды, придумать название, выбрать командира.

2. Основной этап

3. Рефлексия

Ход мероприятия

1. Орг. Момент

Ученики делятся на 3-4 команды, 2 ученика помогают учителю.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы устроим с вами литературный квиз и посвящен он будет жизни и творчеству замечательного русского поэта. Вот что это будет за поэт - вам необходимо догадаться самим. Для этого внимательно посмотрите на слайд и определите, творчество какого русского поэта может объединять фотографии, представленные на слайде? Команда, давшая правильный ответ, заработает свой первый балл. (С.Есенин)

- Иллюстрациями к каким стихотворениям могут послужить фотографии? (1. «Белая берёза под моим окном..», 2. «Пороша», 3. «Нивы сжаты, рощи голы», 4. «Отговорила роща золотая»)

- Какие вы молодцы! Итак, сегодня мы будем с вами говорить о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. Вы заранее разделились на команды, давайте друг друга еще раз поприветствуем, представимся.

- Правила нашей игры. Квиз состоит из 5 туров, в каждом туре несколько заданий. Каждая команда за правильный ответ зарабатывает балл, ответы не выкрикиваем, поднимаем руку, друг другу не мешаем. За шум, крик баллы будут сниматься. Все баллы вносятся в таблицу (таблица на доске). Правила всем понятны? Начинаем!

2. Основной этап

Тур №1

- Посмотрите внимательно видео о жизни поэта и выполните задание.

(Помощники учителя раздают командам задание. На просмотр видео дается 7 мин, 3 мин дать и записать ответы на бланк)

Тур №2

- Пока мои помощники проверяют ваши бланки. Мы переходим к следующему заданию.

Берем конверт №2, в конверте находится стихотворение С.Есенина, только с ним произошла беда, нерадивый ученик это стихотворение разрезал на части. Ваша задача - собрать стихотворение и выразительно его прочитать. За это задание вы можете заработать 5 баллов. Каждое правильно собранное четверостишие приносит 1 балл, выразительное чтение - 1б. Приступаем к выполнению задания, вам дается 3 минуты.

(В конверте у каждой команды находится стихотворение «Береза», разделенное на части)

Тур №3

- Давайте подведем итог, кто является лидером на данный момент? Помощники сейчас объявят результат.

- Мы переходим к следующему туру.

Бланк №3. Ваша задача определить изобразительно-выразительные средства в строчках. На это задание вам дается 2 мин.

Время вышло, сдаем бланки с ответами и проверяем.

Тур №4

- Определить из каких произведений С.Есенина даны строки. Бланк с заданием №4.

Тур №5

Творчество Сергея Есенина - визитная карточка России.

Его произведения находят отклик в наших душах. Художники разных видов и жанров попытались отразить его творчество в своих произведениях. Давайте посмотрим на эти картины. Как вы думаете, почему его стихотворения так близки русскому человеку? Подумайте и дайте аргументированный ответ.

3. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия

- На этом наш литературный квиз по творчеству замечательного русского поэта подошел к концу. Мы попросим моих помощников подвести итоги и объявить результаты. Пока они готовятся, я бы хотела услышать ваши впечатления о игре.

- Что нового вы узнали?

- Вам было интересно?

- Какое настроение было во время игры?

- Для объявления результатов слово предоставляется моим помощникам. (награждение победителей)

- 3 октября 2025 года мы будем отмечать 125 лет со дня рождения Сергея Есенина. Закончить мероприятие я бы хотела стихотворением Андрея Дементьева, написанным в 1975 году (учитель под музыку читает стихотворение).

У Есенина день рождения

Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю.
Догорает лес, золотится сад.
Как листки стихов - листья вдаль летят.

У Есенина день рождения,
В звонком золоте даль осенняя.
Словно музыка вдохновения -
Над землеи шумит листва.

Выходила мать за околицу.
Сердцем верила - он торопится.
Рядом с нею ждал золотистыи клен.
Как похож листвои на Сережу он!

Вновь звучат стихи синеи полночью.
Все хорошее с ними вспомнится.
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песнеи мне всюду рядом быть.

Осень празднует день рождения.
Гроздья красные, даль осенняя...
У Есенина день рождения -
День рождения любви!

Бланк №1

Вопрос

Ответ

балл

В каком селе родился С.Есенин?

Кто занимался воспитанием поэта?

Что подтолкнуло С.Есенина к творчеству?

Какое образование получил?

Куда отправился поэт в 1912г.?

В кружок под каким названием вступил поэт?

С какой целью Есенин отправился в
Петербург?

Где служил поэт во время Первой Мировой войны?

Как С.Есенин отнесся к революции?

Как звали жену поэта, чем она занималась?

В каком году С.Есенин вернулся в Россию?

Бланк №2

Белая берёза
Под моим окном

Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

А заря, лениво
Обходя кругом

На пушистых ветках
Снежною каймой

Обсыпает ветки
Новым серебром.

И горят снежинки
В золотом огне.

Бланк №3

Определить какое изобразительно-выразительное средство используется в следующих строчках:

1. «Ржет дорога в жуткое пространство»

2. «Мне нравится степей твоих медь»

3. «Луна, как желтый медведь»

4. «А месяц скользил тонкий и скрылся за холм в полях»

5. «Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова»

6. «Слышен прялки ровный разговор»;

7. «Стонет Русь от цепких лапищ»;

8. «Колокол луны скатился ниже».

9. «А зелень золотистая на солнышке горит»

10. «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает»

Бланк №4

1.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

2.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона

3.

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

4.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет

5.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

6.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком