Цели:
- Учить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
- Учить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
- Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.
Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого школьника лежат на партах.
Основная часть
Беседа
Соц.педагог: Ребята, объясните, что значит КОНФЛИКТ?
Дети: Конфликт - это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.
Учитель: Конфликт - это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.
Записываем определение на доске.
Соц.педагог: Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?
Дети: Раздражение. Злость. Обиду. Угнетенное состояние. Страх. Злость.
Соц.педагог: В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.
Дети приводят примеры из своей жизни.
Соц. педагог: Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
Учащиеся: Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти. А через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить. Возможно, был прав он, а не я.
Соц.педагог: Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?
Дети: Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.
НА ДОСКЕ:
СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ОЗНАЧАЕТ:
- Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.
- Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.
- Говорить тихо, не оскорблять.
- Дать другому человеку шанс отступить.
- Сдерживать себя, например, лучше уйти, извинившись при этом.
- Идти на компромисс (уступить в чем-то).
- По возможности использовать юмор.
Самостоятельная работа учащихся
Соц . педагог: А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Что вас может рассердить, разозлить?
Дома?
__________________________________________
В школе?
__________________________________________
Соц.педагог: Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить дома, в школе?
Дети работают самостоятельно
Соц.педагог: Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома.
Ответы детей.
Соц.педагог: Как ты поступаешь в данной ситуации?
Ответы детей.
Далее аналогично рассматриваются все ситуации.
Соц.педагог: Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблению и насилию. Но, если все-таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?
Дети: К социальному педагогу, воспитателю, учителям, друзьям, братьям, сестрам.
Соц.педагог: Самое главное -не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?
Дети: Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.
Соц.педагог: Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?
Ученики: Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.
Соц.педагог: Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.
Дети: Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать любимую музыку, погулять.
НА ДОСКЕ:
- Сосчитать до 10 и обратно.
- Дышать глубоко.
- Обговорить проблему с друзьями, воспитателями, или с тем, кому больше всего доверяешь.
- Послушать музыку.
- Заняться спортом.
- Заняться любимым делом.
- Почитать книгу.
- Подумать, что ты можешь предпринять для того, чтобы научиться владеть собой.
РОЛЕВАЯ ИГРА
Учитель поставил вам низкую отметку за ответ у доски. Вы не согласны с ним. Попробуйте обыграть ситуацию. (для сценки выбираются два игрока).
Итог занятия
Соц. педагог: Что же такое конфликт?
Учащиеся: Конфликт - это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.
Соц.педагог: Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?
Ученики: Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца. Не позволять гневу выплеснуться наружу. Говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.