Адаптированные тексты по чтению (литературному чтению) для заучивания наизусть, пересказов с 5-х по 9-е классы для слабослышащих обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Пояснительная записка

Учебный предмет «Чтение» («Литературное чтение») занимает особое место в системе образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и является сложнейшим видом речевой деятельности.

У детей с нарушением слуха наблюдается недоразвитие познавательных функций (внимания, восприятия, памяти, мышления), а главное - затруднение в овладении устной речью. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у таких детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия, то есть преобладает наглядно-образное мышление. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у этих детей в овладении словесной речью. Поэтому они испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений.

В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков чтение оказывается для детей с нарушением слуха с лёгкой степенью умственной отсталости практически недостижимым.

В данном пособии использованы адаптированные отрывки из произведений по чтению (литературному чтению) для заучивания наизусть, пересказа слабослышащими обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости (вариант 1) с 5 по 9 классы.

Цель пособия - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Пособие нацелено на решение следующих задач:

  • дальнейшее совершенствование техники чтения (правильно читать вслух текст целыми словами, в трудных случаях - по слогам);
  • формирование навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения)
  • воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;
  • формирование положительных нравственных качеств личности;
  • развитие навыка самоконтроля и самооценки.

В пособии представлены адаптированные тексты, состоящие из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию. Они подготавливают обучающихся к более быстрому и целостному восприятию слова и пониманию значения прочитанного. Объём текстов адаптирован с учётом психофизиологических особенностей слабослышащих обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Некоторые тексты разграничены по уровням: базовый и повышенный уровни обучающихся в классе.

Тексты для заучивания наизусть, пересказа должны быть учителем пронотированы: проставлены знаки словесного и логического ударения, орфоэпии, слитности, синтаксических пауз.

А также предложена соответствующая по тематике интересная и красочная картинка к предложенному отрывку, так как обучающиеся с нарушением слуха имеют хорошую зрительную память. (Приложение 1). Это будет способствовать более полному и глубокому осмыслению ребёнком учебного материала.

Пособие составлено к линии учебников:

  1. 5 класс - Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф.Малышева. - М.: Просвещение, 2020 г.
  2. 6 класс - Чтение. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. - М.: Просвещение, 2021 г.
  3. 7 класс - Чтение. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. А.К.Аксёнова. - М.: Просвещение, 2021 г.
  4. 8 класс - Чтение. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева.- М.: Просвещение, 2021 г.
  5. 9 класс - Чтение. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. М.И.Шишкова. - М.: Просвещение, 2021 г.

Данная разработка адресована педагогам, обеспечивающим реализацию Адаптированной основной общеобразовательной программы образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 5 по 9 класс (вариант 1).

5 КЛАСС

"СЕРАЯ ШЕЙКА". ПО Д.МАМИНУ-СИБИРЯКУ

Описание поздней осени.
(стр. 41)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголились, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать…

Наступила поздняя осень. По утрам стало холодать. От инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке
потемнела. Холодный ветер срывал засохшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками. Птицы стали готовиться к отлёту.

Описание зимы. (стр. 46-47)

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу.
Да, чудно, хорошо было кругом…

Наступила зима. Земля покрылась снегом. Деревья убрались инеем, точно серебристым пухом. Ели стояли засыпанные снегом, как будто надели тёплую шубу.
Как хорошо было кругом!

"РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА". ПО С.АЛЕКСЕЕВУ

Отрывок из первой части «Бородино»
(стр. 201)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

… Подымись на колокольню церкви, что стоит в самом центре села Бородино. Осмотрись внимательно по сторонам. Здесь на огромном, изрытом оврагами поле 7 сентября 1812 года кипела бессмертная битва. Великая слава России крепла на этих полях. Далёкие прадеды наши завещали её потомкам. Поклонись великому полю. Поклонись великому мужеству…

…Поднимись на колокольню церкви. Она стоит в центре села Бородино. Посмотри внимательно по сторонам. Здесь седьмого сентября тысяча восемьсот двенадцатого года была битва. Поклонись великому полю. Поклонись великому мужеству…

"СНЕГА, ПОДНИМИТЕСЬ МЕТЕЛЬЮ!" ПО Л.ЖАРИКОВУ

Отрывок
(стр. 220-221)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

Когда опустилась ночь, тихо было на разъезде. Бледная луна озарила окоп, убитых, опрокинутые пулемёты. Дымились шпалы у насыпи, тлели обугленные берёзы, в вечном забытьи лежали мёртвые богатыри.
А вдали стояла Москва, нерушимая и грозная, великая и прекрасная, спасённая смертью сыновей.

Наступила ночь. Стало тихо. Бледная луна осветила окоп, убитых солдат, пулемёты.
А вдали стояла Москва. Великая

и прекрасная, спасённая смертью сыновей.

"ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ" (ОТРЫВКИ).

С.ЛАГЕРЛЁФ

Отрывок
(стр. 220-221)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

По календарю был ещё март, но весна уже успела переспорить зиму. В канавах весело бежала вода. На деревьях набухли почки. Буковый лес расправил свои ветви, окоченевшие в зимние холода, и теперь тянулся кверху, как будто хотел достать до голубого весеннего неба.

Базовый уровень обучающихся:

Был март. Но весна уже успела переспорить зиму. Весело бежала вода. На деревьях набухли почки. Лес расправил свои ветви.

Повышенный уровень обучающихся:

Был март. Но весна уже успела переспорить зиму. Весело бежала вода. На деревьях набухли почки. Лес расправил свои ветви, будто тянулся к небу.

6 КЛАСС

"МОЯ РОДИНА" (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДЕТСТВА). М.ПРИШВИН

Обращение автора к молодым читателям «Мои молодые друзья!»
(стр. 5)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Мои друзья! Мы хозяева нашей природы. Она для нас кладовая солнца. Будем охранять эти сокровища.
Рыбе - вода. Птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину.

КИН" Д.ХАРМС

Задание: Расскажи, что узнал Кирилл о жизни маленького Пушкина? (стр. 85)

Адаптированный текст для пересказа обучающимися

1) Когда Пушкин был маленький, у него была няня.

2) Её звали Арина Родионовна.

3) Перед сном она рассказывала ему сказки или пела песни.

4) Когда жил Пушкин, в богатых домах было принято разговаривать на французском языке.

5) Пушкин говорил по-французки так же хорошо, как и по-русски.

6) Пушкин учился в Царскосельском лицее.

7) Вместе с ним учились ещё тринадцать мальчиков.

8) Многие мальчики писали стихи.

9) Но Пушкин писал стихи лучше всех.

10) Однажды в Лицей на экзамен приехал Державин.

11) Державин был уже очень стар.

12) Державин сидел в кресле и засыпал.

13) Вышел Пушкин и звонким голосом начал читать стихи.

14) Державин сразу оживился, в глазах появились слёзы.

15) Пушкин закончил читать стихи.

16) Державин поднялся с кресла, чтобы обнять поэта.

17) Но Пушкин повернулся и убежал.

"ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ" (СКАЗКА) Г. СКРЕБИЦКИЙ

Задание: Расскажите подробно о том, как жаворонок спел первую весеннюю песенку. (стр. 157)

Текст из учебника

Адаптированный текст для пересказа обучающимися

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная, звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчанье хлопотливого ручейка, и ещё что-то светлое, радостное, что словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разносилась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Базовый уровень обучающихся:

Вдруг из-за пригорка взлетел жаворонок. Птичка затрепетала крылышка и стала подниматься высоко в небо. С высоты полилась на землю радостная песня.
В этой песне слышался звон весенней капели и журчанье ручейка.
Далеко разносилась песня жаворонка по полям, лугам и лесам.

Повышенный уровень обучающихся:

Вдруг из-за пригорка взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься всё выше и выше. С высоты полилась на землю радостная песня.
В этой песне слышался звон весенней капели и журчанье ручейка.
Далеко-далеко разносилась песня жаворонка по полям, лугам и лесам.

8 КЛАСС

"МУМУ" (В СОКРАЩЕНИИ) И.ТУРГЕНЕВ

Отрывок «Спасение Муму» (II часть)
(стр. 101)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, скользил и дрожал
всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную
собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Вечером Герасим шёл вдоль берега реки. Вдруг он увидел в воде маленького щенка. Он весь дрожал и не мог вылезти из воды. Герасим взял её одной рукой и пошёл домой.

"ТЕЛЕГРАММА" (В СОКРАЩЕНИИ) К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

Отрывок (I часть)
(стр. 194)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

Октябрь был на редкость холодный, ненастный - тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть
и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять
в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны.

Октябрь был холодный.

Трава в саду полегла. Один только маленький подсолнечник не мог осыпаться.
Шли дожди.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать. Пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны.

9 КЛАСС

"ПЕСНЯ О СОКОЛЕ" (В СОКРАЩЕНИИ) М.ГОРЬКИЙ

Отрывок
(стр. 220-221)

Текст из учебника

Адаптированный текст
для заучивания наизусть обучающимися

Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином рёве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость
жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью… Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе,
к свету!

Безумству храбрых поём мы песню!..

Волны бились о берег.

В их львином рёве гремела песня о гордой птице.
Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость
жизни!