Возможности цифровых образовательных ресурсов для повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ в воспитательном процессе

Разделы: Коррекционная педагогика


Воспитание детей на современном этапе - стратегический общенациональный приоритет. Вступивший в силу 31 июля 2020 года Федеральный закон №304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает включение в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

При проектировании и реализации рабочей программы воспитания в нашем центре использован воспитательный потенциал и возможности цифровой образовательной среды, как составляющей современного образовательного пространства, в котором сегодняшний школьник с ОВЗ растет в условиях цифрового и реального миров, создающих единое пространство развития личности.

Вместе с тем, в своей работе воспитатели учитывают, что простейшие цифровые навыки дети осваивают одновременно с нормативными и возможными (в силу ограничений здоровья) умениями.

Родители обучающихся также являются активными пользователями сервисов и услуг сетевой среды, в том числе воспитательно-образовательной.

Кроме того, использование адекватных возрасту и особенностям детей и подростков с ОВЗ цифровых образовательных ресурсов во время воспитательных мероприятий позитивно влияет на их развитие, в том числе, познавательное.

В подготовке и проведении воспитательских часов воспитателями Центра активно используются возможности цифровых образовательных сред и электронных воспитательно-образовательных ресурсов.

Так, Институтом коррекционной педагогики разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии. Воспитателями нашего Центра используется программа «Мир за твоим окном», состоящая из пяти разделов: «Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся по погоде», «Рассказы о временах года», «Календарь». Она актуальна для наших младших школьников, так как им трудно анализировать, систематизировать, обобщать представления об окружающем мире, описывать их в речи, вступать в диалог, понимать смысл прочитанного, пользоваться календарем.

Внедрение в воспитательный процесс цифровых ресурсов значительно повышает эффективность проведения воспитательных мероприятий. Использование готовых мультимедийных продуктов (видеофильмов и аудиокниг), компьютерных обучающих программ, созданных воспитателями собственных презентаций и интерактивных дидактических материалов (игр и викторин) дает возможность воспитателю провести любое воспитательное занятие на более высоком техническом уровне, насыщают занятие информацией, помогают обучающимся с ОВЗ более глубоко и осознанно воспринимать информацию, поданную ярко и необычно.

Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы остается коллективная проектная деятельность, которая учит обучающихся с ОВЗ под руководством воспитателя находить необходимую информацию в сети Интернет, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, обсуждать, решать, организовывать себя в работе.

Сравнительно молодой и эффективной формой работы является использование на воспитательных часах виртуальных экскурсий в отечественные и зарубежные музеи и выставки, размещенных в сети Интернет, способствующих поддержанию интереса обучающихся с ОВЗ на протяжении всего занятия, развитию их непроизвольного и произвольного внимания, эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения и творчества.

Большое воспитательное значение имеют занятия о жизни замечательных людей, направленные на осмысление обучающимися духовных и нравственных ценностей. Посредством цифровых ресурсов школьники изучают биографии выдающихся писателей, композиторов, художников и путешественников.

В рамках реализации и сопровождения профориентационной работы воспитателями Центра проводится цикл воспитательных тематических занятий по профессиональному выбору для обучающихся с ОВЗ с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Таким образом, цифровая образовательная среда проникает во все направления воспитательной работы обогащая и совершенствуя её.

В заключение хочется отметить, что систематическое применение педагогами Центра цифровых инструментов способствует, в конечном итоге, развитию у обучающихся с ОВЗ культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств.