Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
План урока:
- Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)
- Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
- Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
- Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)
- Рефлексия (формирование личностных УУД)
Ход урока
1. Психологический настрой на урок
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно!
К нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Садитесь!
- Отгадайте загадку. СЛАЙД 1
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится.
(улыбка)
- Подарим друг другу улыбку.
- Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? СЛАЙД 2-3
Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Девиз урока:
На доске: Наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю выводы.
2. Актуализация и проверка опорных знаний. Словарная работа
Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами.
И сейчас у нас словарная работа. СЛАЙД 5
Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова - названия предметов.
Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают.
Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.
В . РОНА лисица пенал воробей
- Проверка на СЛАЙДЕ 6
- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, или что?)
- Найдите лишнее слово? (пенал -
- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)
- Как определили в словах количество слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
3. Изучение нового материала
1. Постановка проблемного вопроса.
СЛАЙД 7
Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое - вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.
(РАБОТА В ПАРАХ. На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)
ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА СЛАЙД 8
- Какое предложение у вас получилось?
По синему небу плывут облака. СЛАЙД 9
- Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. СЛАЙД 10
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов». СЛАЙД 11- 12
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы ост|ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. СЛАЙД 13
(Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.
СЛАЙД 14
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
А теперь поможем Лунтику дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово.
(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова облака.)
Проверка по СЛАЙДУ 15
Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой. СЛАЙД 16
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.
Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. СЛАЙД 17
Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.
Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.
- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.
Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части. Слова пень и лес не делятся.
- Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. СЛАЙД 18
- Что рассказал Лунтик Кузе?
Вывод: слово из одного слога не переносится. СЛАЙД 19
- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.
(Учитель показывает на доске)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 20
2. Работа по теме урока.
Открытие нового знания.
- СЛАЙД 21 - Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов?
- Сейчас мы в этом убедимся!
Работа в группах.
Вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 22
А план работы такой: СЛАЙД 23
- Прочитать слова.
- Обратить внимание на выделенные буквы.
- Посмотреть, где стоит знак переноса.
- Сделать вывод.
У вас должно получиться правило переноса слов.
(каждая группа получает карточки с заданием)
3. Предъявление результата
- Слушаем результаты работы групп. СЛАЙД 24-29
4. Применение новых знаний
Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. СЛАЙД 30
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:Едва я перенес:
е - два,
И получил за это «два»,Укол я перенес:
у - кол -
И получил за это «кол».Опять я перенес:
о - пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались. Давайте мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. СЛАЙД 31
Работа в парах.
Задание: найти одушевлённые предметы;
- 1 вариант - выписать слова, которые нельзя делить;
- 2 вариант - выписать слова, разделить черточкой для переноса.
болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.
5. Рефлексия
- Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было интересно?
- Кому было трудно выполнять задание?
- А кто легко справился с заданием?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
Оцените себя. СЛАЙД 32
- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.