Открытый урок ко Дню матери по математике. Тема: "Задача. Структура задачи. Закрепление". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: математика, День матери


Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки, уважительного отношения к своей маме.
  • Развивать внимание, логическое мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • создание условий для закрепления понятий «задача», «части задачи»;
  • знать структуру текстовой задачи;
  • уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи;
  • уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
  • развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять части и решать задачи;
  • обеспечение усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
  • воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • наблюдать и делать выводы;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аббаки с числами, презентация, раздаточный материал с заданиями для практической работы, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач, заготовка поздравительной открытки к Дню матери и необходимый раздаточный материал к ней.

Ход урока

Презентация

1. Мотивация к учебной деятельности

- Приветствие.

- Мы друг друга понимаем? (Да!)
- Хорошо всегда считаем? (Да!)
- Мы хороший дружный класс? (Да!)
- Всё получится у нас?? (Да!)

- Добрый день всем, кто пришел сегодня на урок математики.

2. Постановка темы и цели урока

- Ребята, посмотрите на это солнышко! (на доске находится большое красивое солнце, в его центре- образ матери с ребенком, на лучах - пословица) Прочитайте эту пословицу.

  • Сердце матери лучше солнца греет

- Сегодня урок математики будет связан с всероссийским праздником - Днем матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.

- Эти слова, наверное, мог бы сказать о своей маме каждый из вас. Ведь мама Большую часть жизни всегда с нами, помогает нам решать трудные задачи в жизни.

- Но некоторые математические задачи мы уже научились с вами решать в школе. Сегодня на уроке мы должны повторить знания, умения по теме: «Задачи»

- А так как урок связан с Днем матери, то в очередной раз подчеркнуть уважительное отношение к маме. Сегодня мы ребята будем делать для наших мам открытки, заготовки лежат на ваших партах. Они будут состоять из заданий и за каждое задание вы будете ставить себе оценки. Ведь ни что не может так порадовать ваших мам как хорошие оценки!!!

3. Актуализация знаний. Устный счёт

- Готовы? Начинаем?

Считаем в уме! Кругом только умные лица!

1. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски.)

4O□=5

10O□=8

□ -2=2

9O□=8

9O□=10

5O□=6

3O□=1

7O□=7

□ -1=8

2O□=4

3O□=5

□O 3=2

1а. Остальные дети - арифметический диктант. (обратная связь - вееры с числами)

- Назовите число, стоящее перед числом 4. 3

- Какое число получится, если 7 увеличить на 2? 9

- 7 уменьшить на 2. 5

- Покажите наименьшее однозначное число. 1

- Я задумала число, вычла из него 3 и получила 5. Какое число я задумала. 8

- Назовите число, которое идёт при счёте за числом 10. 11

- первое слагаемое 6, второе - 4, какова сумма этих слагаемых. 10

- 6 увеличить на 2. 8

- 7 уменьшить на 1. 6

- из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 2. 4

- сколько нужно прибавить к 8, чтобы получить 10. 2

Посчитайте от 0 до 10 через один (0,2,4,6,8,10)

Какие это числа (четные)

Почему (их можно разделить поровну)

А теперь посчитайте с 1 до 10 через один (1,3,5,7,9), а это, какие числа (нечетные). Молодцы!!!

1б. Проверка ребят у доски.

  • 1 ряд проверяет 1 столбик,
  • 2 ряд - 2 столбик,
  • 3 ряд - 3 столбик.

2. Разбей на группы по разным признакам (Слайд 2)

  1. 6+2 (по цвету)
  2. 4+4 (по размеру)
  3. 5+3 (по форме)

- Составьте примеры на сложение и вычитание по разным признакам.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились.

- Наклейте на своей открытке розовый шарик.

4. Обобщение и систематизация знаний

1. Закрепление вычислительных навыков

- Посмотрите на доску. (Слайд 3)

На какие две группы можно разбить примеры? (сложение и вычитание)

5 + 3 =

4 + 2 =

6 + 4 =

10 - 2 =

3 + 3 =

9 - 3 =

5 - 4 =

8 - 4=

4 + 0 =

- Прочитайте примеры разными способами. Молодцы! Все примеры решены.

- Наклейте жёлтый шарик на своей открытке.

Физминутка «Математическая разминка»

  • Хлопни, топни, присядь и тд. столько раз, какой ответ даешь:
  • Дней в неделе? (7) (присядьте)
  • Из них выходных? (2) (хлопните в ладоши)
  • Глаз у человека? (по 2) (топните)
  • Сколько хвостов у пяти кошек? (5)

2. Закрепление знаний о задаче

А). - А сейчас предлагаю исследовать несколько текстов на доске и выяснить, можно ли эти тексты назвать задачами

- Какая запись будет задачей? Докажите.

На экране написаны тексты: (Слайд 4)

Мама помыла 5 тарелок, Маша дала ей еще две испачканные тарелки.

Это задача? - нет. Почему? (нет вопроса)

Мама помыла 5 тарелок. Сколько тарелок у нее стало?

А это задача? - тоже нет. Почему? (не полное условие)

Мама помыла 5 тарелок, Маша дала ей еще 2 испачканные тарелки. Сколько всего тарелок помоет мама?

Это задача? Да!

- Как вы определили? Есть полное условие и вопрос, мы можем составить схему, записать решение и дать ответ.

- Назовите составные части задачи. Слайд 5

ЗАДАЧА

  • условие
  • вопрос
  • решение
  • ответ

- Назовите условие задачи. Слайд 6

- Назовите вопрос задачи.

- Давайте составим схему к задаче и решим ее на наших листочках.

- Какое будет решение?

- Назовите ответ задачи. Запишите у себя.

Молодцы!

Б). Мама, словно волшебница, успевает сделать очень многое, хотя волшебной палочки у нее нет. А сейчас ещё раз проверим как вы поняли, что является задачей.

Игра «Крестики-нолики». Слайд 7

Х - ДА
О - НЕТ

  • Света сделала 5 фонариков. 2 она уже повесила на ёлку.
  • Петя вырезал 4 звёздочки и столько же флажков. Сколько всего игрушек он вырезал?
  • Аня нарисовала на окне 10 снежинок, а шариков меньше. Сколько шариков нарисовала Аня?
  • Бабушка связала внукам белые и синие варежки. Сколько всего варежек она связала?
  • Паша подписал 8 новогодних открыток. Он уже 6 открыток отправил. Сколько открыток ему осталось отправить?

Результаты - на доску.

ПРОВЕРКА (Слайд 8) ОХООХ

- А как сделать из текстов №1, 3, 4 задачи?

- Какую проблему решали сейчас?

- Молодцы! Наклейте голубой шарик на своей открытке.

В) Найдите у себя на листочках задачу 3. Слайд 9

На стоянке было 7 машин. 3 машины уехали. Сколько машин осталось?

- Прочитайте её. Подчеркните красным карандашом условие задачи.

- Синим карандашом вопрос задачи.

- Закончите схему. Запишите решение и ответ.

- Молодцы! Справились с заданием. - Наклейте зелёный шарик на своей открытке.

Г) Задание на смекалку «хитрые».

1. В тарелке лежали 3 моркови и 4 яблока. Сколько всего фруктов лежало в тарелке. (3)

2. Кате 8 лет. Сколько лет ей было в прошлом году? (7)

3. Сколько будет через 2 года. (10 )

4. Гусь весит 4 кг, стоя на одной ноге. Сколько он будет весить, если он станет на 2 ноги? (4 кг)

5. Рома старше Юры, но моложе Дениса? Кто самый старший (Денис)

3. Геометрический материал

Следующее будет для вас геометрическое задание.

А что изучает геометрия? (геометрические фигуры)

Перед вами Анаграммы.

Слоги перепутались, ваша задача составить слово и дать ему определение.

ЗОК/ОТ/РЕ (ОТРЕЗОК) СЛАЙД 10, 11,12

что такое отрезок?

ЧУЛ (ЛУЧ)

что такое луч?

Я/ПРЯ/МА (ПРЯМАЯ)

что такое прямая?

- Молодцы! Нарисуйте ниточки к своим шарикам на открытке. Слайд 13

4. Самостоятельная работа

- А как надо относиться к маминым поручениям? Добросовестно, самостоятельно.

Сейчас мы посмотрим, как вы себя проявите на самостоятельной работе. (задание - карточки)

1. Решите примеры и узнаете, что бы вам сказали мамы. Слайд 14

5 + 4 = (Ы)

4 +1= (О)

4 - 2 = (О)

7 - 3 = (Л)

6 + 1 = (Ц)

6 - 6 = (М)

8 - 2 = (Д)

0

2

4

5

6

7

9

0

2

4

5

6

7

9

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

- Что же скажет мама ? Да, ребята, вы действительно - молодцы. Слайд 15 Очень хорошо работали на уроке.

5. Рефлексия

- Когда придёте домой, загляните маме в глаза и обязательно подарите ей свою открытку, рассказав за что получили эти оценки. Найдите для нее добрые, теплые слова. Мама будет очень рада

6. Итог урока

- Продолжите предложения. Слайд 16

  • Мы повторили…
  • Мы закрепили…
  • Мне было легко…
  • Мне было трудно…

- Спасибо, ребята, вам за урок! Я очень довольна вами.