Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С.Есенина "Берёза"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: С.Есенин «Берёза»


Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

Образовательные задачи:

  • продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта С.Есенина;
  • обогатить словарь детей эпитетами, сравнениями;
  • упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • упражнять детей, используя мнемотаблицы, запоминать стихотворение;

Развивающие задачи: развивать речь, память, внимание, образное мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к красоте русской природы, используя поэтические образы.
  • вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове;

Материалы к занятию, оборудование:

  • Портрет С.Есенина
  • Пейзажи: И.Е.Грабарь «Пейзажи зимнего леса»;
  • Мнемотаблицы
  • Картинки по мнемотаблице

Словарная работа: принакрылась серебром, горят снежинки, кайма, бахрома, заря, белоствольная.

Ход занятия

Эмоциональный настрой

Встали дети, встали в круг,
Встали в круг, встали в круг.
Ты мой друг и я твой друг
Самый лучший друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Актуализация:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое занятие будет у нас сегодня?

Дети: предположения детей.

Воспитатель: Когда я шла на работу, увидела на березке необычную снежинку. Посмотрите, какая она красивая. На ней, что-то написано?! Ребята, это загадка! Давайте ее отгадаем.

Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима)

Воспитатель: Правильно это загадке о зиме. А по каким словам вы это поняли?

Дети: Белым пледом лес укрыт - зима укрыла снегом землю и деревья.

Медведь спит в берлоге - зимой.

Воспитатель: А какие деревья стали после снегопада?

Дети: Снежными, пушистыми, блестящими.

Воспитатель: Ребята, когда мы с вами отмечаем погоду в календаре природы, на какое дерево за окном мы обращаем внимание?

Дети: На березу!

Воспитатель: Правильно. Ребята, это наша берёзка.

Воспитатель: А скажите, как мы можем узнать березку в любое время года?

Дети: Мы можем узнать берёзу по белому стволу.

Проблемная ситуация

Воспитатель: А вы знаете стихотворение о березе?

Дети: Нет.

Воспитатель: А хотите узнать?

Дети: Да

Воспитатель: Поэт Сергей Есенин написал замечательное стихотворение о зимней заснеженной берёзе.

Воспитатель: С творчеством Сергея Есенина вы знакомы. Какие стихотворения поэта Вы помните? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина «Белая береза».

Чтение стихотворения С.Есенина «Берёза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель: Поэт нашёл очень красивые слова, чтобы рассказать о зимней берёзе. Вам все слова понятны?

Воспитатель: А я не поняла, что значит, береза принакрылась снегом?

Дети: Значит, береза накрылась снегом не полностью (Не вся).

Воспитатель: Каким серебром принакрылась берёза?

Дети: Снегом, инеем.

Воспитатель: Почему поэт сравнивает снег с блестящим металлом, с серебром?

Дети: Снег блестит на солнышке, как серебро.

Воспитатель: Какие деревья зимой?

Дети: Снежные, голые, без листьев.

Воспитатель: Почему тогда С. Есенин называет ветки пушистыми?

Дети: Потому что они покрыты инеем, снегом.

Воспитатель: А что значит, горят снежинки в золотом огне?

Дети: Значит, что они сверкают на солнышке.

Воспитатель: А почему заря лениво обходит кругом?

Дети: Потому что раннее утром, а ранним утром тихо и лениво вставать.

Воспитатель: В этом стихотворении есть трудные слова. Может кто-то из вас знает их и может объяснить, что это? (если не могут объяснить, воспитатель помогает).

Воспитатель: Что такое кайма? (ровная полоска-украшение на платье, рубашке, платке)

Воспитатель: А что такое бахрома? (украшение в виде кисточек на шали, платке, шарфе).

А теперь пришла пора,
поиграть нам детвора.

Воспитатель: Давайте встанем в круг. Представим, что водим хоровод вокруг красавицы берёзы и поиграем в игру «Берёзка». А берёзкой будет… (выбираем ребёнка).

Игра «Берёзка»

Потихонечку пойдём
В хоровод мы встанем (встают в хоровод)
Мы к берёзке подойдём в белом сарафане (идут к берёзке в центр)
Разойдёмся в круг большой (большой круг делаем)
И покружимся с тобой (кружатся с берёзкой)
Дует ветер на тебя (дуют)
И садятся птицы (приседают)
А на ветках у тебя иней серебрится (поднимают и опускают руки)
На дворе сейчас зима-холодно, морозно (погладить плечи)
Шубу белую надень белая берёза (кружатся).

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и возьмите картинки. Давайте разберем, что на них изображено, как они смогут нам помочь запомнить стихотворение С.Есенина «Белая береза»? (разбор мнемотаблицы).

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Я вам прочитаю ещё раз стихотворение, а вы слушайте, смотрите на картинки - помощники и запоминайте слова стихотворения.

Чтение стихотворения С.Есенин «Береза» с использованием картинок - помощников

Воспитатель: Ребята, скажите какое это стихотворение по интонации, как я его читаю?

Д: Нежно, распевно, как песенку поёте.

Воспитатель: Давайте, почитаем, стихотворение С.Есенина по цепочке с использованием картинок-помощников. Читаем нежно, распевно

Совместное чтение стихотворения С.Есенин «Береза» вслух с воспитателем и с картинками

Воспитатель: Ребята, а кто хочет попробовать от начала до конца прочитать стихотворение С.Есенина «Белая береза», можно пользоваться картинками помощниками.

Ребенок называет автора, название стихотворения, читает, воспитатель помогает.

(дети по желанию читают стихотворение)

Воспитатель: Ребята берёза - это символ России, её воспевали поэты, писатели, а ещё её изображали на картинах художники. Посмотрите, какие разные картины и разные березки. Какая картина напоминает вам берёзку из стихотворения С.Есенина?

Итог занятия (Рефлексия)

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Заучивали стихотворение С.Есенина «Берёза».

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а где мы можем применить наше стихотворение?

Дети: ответы детей. Почитать младшим дошкольникам, рассказать на конкурсе, празднике.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Молодцы. Спасибо.