Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по теме «Путешествие в Страну Волшебных красок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование, Конкурс «Учим детей рисовать»

Класс: д/с

Ключевые слова: Рисование кистью, монотипия


Программное содержание:

  • Побуждать детей решать проблему в ходе игровой ситуации (Мальвина предлагает детям попасть в Страну Волшебных красок и «оживить» краски).
  • Познакомить детей с новым способом нетрадиционной техники - «фрактальной монотипией» - оттиском с гладкой поверхности (доски для лепки).
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на художественные явления любой модальности (цвет, звук, форма, интонация, целостный образ) и способность к адекватному выражению эмоционального содержания разными средствами.
  • Расширить представления детей о художественных материалах (чернилах, гуашевых красках).
  • Активизировать словарь детей: «краски», «монотипия», «картина», «художник».
  • Формировать творческую личность как универсальную способность человека к построению новых образов путем преобразования чувственного, интеллектуального, эмоционального, практического опыта.
  • Развивать творческое восприятие действительности, художественное воображение, абстрактно-образное и абстрактно-логическое мышление через активизацию слуховой, зрительной памяти, внимания, речи, моторики.
  • Прививать умение соблюдать правила безопасного поведения при проведении эксперимента.
  • Формировать умение слушать собеседника, дать ему возможность высказаться.
  • Воспитывать на примере персонажей сказки морально-этической направленности Алексея Толстого «Приключения Буратино», вызвать желание сделать подарок для Черепахи Тортилы.
  • Воспитывать аккуратность в ходе рисования гуашью, терпение, усидчивость, желание довести работу до конца.

Оборудование:

  • Компьютерное обеспечение.
  • Магнитофон для воспроизведения мелодии.
  • Магнитная доска.
  • Стол, накрытый клеенкой, для проведения опыта «Цветное молоко».
  • Стол для работы с цветными карточками на музыкальные ассоциации.
  • Столы для рисования, накрытые клеенкой (на 7 человек: 6 детей + воспитатель)

Материалы:

  • для воспитателя: костюм Мальвины для воспитателя, эмблемы - «разноцветные краски-смайлики» для детей; пустая коробочка из-под красок, прозрачный красивый платок («облако»),
  • для проведения опыта: одноразовый полиэтиленовый фартук и перчатки для воспитателя, плоское блюдо круглой или прямоугольной формы для молока, набор цветных жидких пищевых красителей и чернил (лучше с пипеткой), ватные палочки, белые бумажные салфетки, моющая жидкость для удаления жира, одноразовые стаканчики, заранее приготовленные рисунки на листах формата А3 с фрагментами предметов или линиями, рисунки для задания «Собери картину» (красные маки, желтый песок, зеленый листок, фиолетовый жук, синяя река, оранжевое солнце, голубые глаза скворца); наборы карточек на каждого ребенка (красного, оранжевого, голубого, зеленого, черного, коричневого цветов);
  • для рисования - монотипии: на каждого ребенка и воспитателя - 4 цвета гуаши (желтый, оранжевый, зеленый, синий), белая доска для лепки, большая кисть № 10,маленькая кисть № 3,белая бумага формата А4, бумажные салфетки, стаканчик для воды, клеенчатый фартук.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», игровая деятельность.

Использование следующих технологий:

  • Личностно-ориентированная технология.
  • Проблемное обучение.
  • Детское исследование - наблюдения, экспериментальная деятельность.
  • Технология дифференцированного обучения.
  • Развивающая технология.
  • Социоигровая деятельность - работа в малых группах.
  • ИКТ-технология - просмотр видеопрезентации
  • Моделирование (ТРИЗ-технология) - работа с опорными картинками.

Методы и приемы:

  • Наглядные: показ опыта «Цветное молоко», рассматривание слайдов видео-презентации и рисунков.
  • Словесные: вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное поощрение, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
  • Практические: опыт с молоком и чернилами, решение проблемной ситуации, рисование.
  • Игровые: игра «На что это похоже?», «Собери картинку».

Планирование деятельности с детьми:

Форма работы

Материалы

1.

Сюрпризный момент. Введение в игровую проблему

Пустая коробочка из под красок, «облако» - прозрачный красивый платок

2.1

Практическая часть.
Задание 1.
ОПЫТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Плоское блюдо круглой или прямоугольной формы для молока, набор цветных жидких пищевых красителей и чернил (лучше с пипеткой), ватные палочки, белые бумажные салфетки, моющая жидкость для удаления жира, одноразовые стаканчики

2.2

Задание 2 на развитие воображения
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»
(недорисованные картинки).

Заранее приготовленные рисунки на листах формата А3: фрагменты предметов или линии

2.3

Задание 3 на закрепление цветовосприятия и взаимодействие друг с другом «СОБЕРИ КАРТИНКУ».

Заранее приготовленные рисунки с фрагментами одной картины:

  • КРАСНЫЕ маки
  • ЖЕЛТЫЙ песок
  • ЗЕЛЕНЫЙ листок
  • ФИОЛЕТОВЫЙ жук
  • СИНЯЯ река
  • ОРАНЖЕВОЕ солнце
  • ГОЛУБЫЕ глаза скворца

2.4

Задание 4
на музыкальные ассоциации
«Покажи карточку, соответствующую характеру музыки»

Карточки:

  • желтый, оранжевый - веселый характер,
  • черный, коричневый - тревожный,
  • голубой, зеленый - спокойный характер музыки

Платок «волшебное облако»

2.5

Рисование. Монотипия + живопись.
«ПОДАРОК ЧЕРЕПАХЕ ТОРТИЛЕ»

Оборудование: стол квадратной формы, за которым будут сидеть 6 детей и Мальвина, стулья
Материалы для каждого:

  • 4 цвета гуаши (желтый, оранжевый, зеленый, синий),
  • белая доска для лепки,
  • большая кисть № 10,
  • маленькая кисть № 3,
  • белая бумага формата А4,
  • бумажные салфетки,
  • стаканчик для воды,
  • клеенчатый фартук.
  • На слайдах: картина Екатерины Шемяк «МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА»

3.

Заключительная часть.
Анализ детских работ: вопросы на выделение выразительных решений изображения
Оценка воспитателя
Рефлексия эмоционального отношения к заданию

Мольберт, изображение вазы, плоскостные цветы различной окраски, магниты

Ход ООД

1. Сюрпризный момент. Введение в игровую проблему

Звучит музыка. Входит Мальвина (у нее сумочка, внутри которой лежат «пустые краски»).

Мальвина (воспитатель) здоровается с детьми:

- Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто я? (Мальвина.) Правильно. Я очень люблю рисовать, а вы любите? (Ответы детей.) Я пошла к Черепахе Тортиле на день рождения. А в подарок я хочу подарить эти замечательные краски. ( Показывает коробочку из-под красок, вместо цветов у которой пустые ячейки.). Ой, что это? Что произошло с моими красками? (Предположения детей.) Наверно, это Буратино здесь напроказничал, и краски стали бесцветными. Нужно обязательно найти краски и их оживить. Вы согласны, дети? (Да.) Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Волшебных красок. А переместиться нам поможет волшебное облачко. (Звучит музыка. Мальвина накрывает детей красивым прозрачным платком - «облаком».). Давайте все вместе подуем на наше облачко, чтобы оно быстро передвигалось по небу и помогло нам попасть в Волшебную страну красок. (Дети дуют. В это время звучит музыка ветра. Звучат фанфары - прибытие в Волшебную страну.) Наше легкое облачко привело нас в Страну Волшебных красок. (Мальвина подводит детей к экрану. На нем изображены бесцветные краски.)

2. Практическая часть. Путешествие по Стране Волшебных красок

Мальвина: Ребята, мы с вами оказались в Стране Волшебных красок. (Показывает на экран.)

Все задания пройдите,
Наши краски оживите!

Мы будем выполнять задания, и после каждого выполненного задания, будут «оживать» наши краски.

2.1 Задание. Эксперимент с красками «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Мальвина: Однажды Буратино попал ко мне в гости, и мне пришлось его воспитывать. Я предложила ему писать диктант чернилами. Вы знаете, чем это закончилось? (Ответы.) Да-да, этот шалун макнул свой длинный нос прямо в чернила. И на бумагу упала большая чернильная клякса. Тогда мне пришлось объяснить этому мальчику, что чернила не для баловства, а с помощью чернильных клякс можно рисовать. Более того, кляксы сами умеют рисовать без помощи кисточки. Как вы думаете, сможем мы с вами нарисовать на молоке? (Ответы.) Давайте проверим. (Мальвина надевает одноразовый полиэтиленовый фартук и перчатки. Взрослый демонстрирует опыт с молоком и цветными чернилами, дети наблюдают и участвуют - макают ватные палочки в моющую жидкость и молоко.)

Опыт «Цветное молоко»

В миску с молоком капнуть цветные капли пищевых красителей или чернил.

Ватную палочку макнуть в моющую жидкость для удаления жира и в центр цветных капель. Понаблюдать, что будет происходить.

Согласны ли вы что чернила сами рисуют? (Предположения детей.) Мы с вами открыли способ, с помощью которого можно рисовать.

Такую картинку мы бы могли назвать «Молоко двигается» или «Чернила танцуют». Какие образы у нас получились? На что этот рисунок похож? (Предположения.)

(Как только дети справились с заданием 1, на экране «оживает» первая краска - желтая).

2.2 Задание на развитие воображения «На что это похоже?»

(недорисованные картинки)

Мальвина: Ребята, Буратино хотел меня порадовать и нарисовал картинки, но не довел дело до конца - и картинки остались не докрашенными. Давайте попробуем угадать, что должно быть нарисовано? Назовите несколько вариантов ответов.

(На экране «оживает» вторая краска - оранжевая).

2.3 Задание на закрепление цветовосприятия и взаимодействие друг с другом «Собери картинку»

(Собрать целое изображение из отдельных фрагментов.)

Мальвина: Ребята - вы будете красками. (Распределяет цвета красок: красная, желтая, зеленая, фиолетовая, синяя, оранжевая, голубая). Я буду читать стихотворение, а вы заполняете рисунок цветными картинками: находите свой цвет на выложенных картинках, берете эту картинку и выкладываете на ковре из них рисунок.

Мальвина читает стихотворение:

КРАСНЫЕ маки, ЖЕЛТЫЙ песок,
Вспыхнул на ветке ЗЕЛЕНЫЙ листок,
ФИОЛЕТОВЫЙ греет бока,
СИНЯЯ плещет река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ глаза.
(Слова из песни «Краски земли»,
Музыка Юлия Зыслина
Слова Владимира Степанова)

(На экране «оживает» третья краска - зеленая).

2.4 Задание. Музыкальные ассоциации.

Звучит музыка. Детям предлагается прослушать три фрагмента музыкальных произведений различных по характеру:

  1. Итальянская полька (веселый характер)
  2. К Элизе. Бетховен Л. (спокойный характер)
  3. Антонио Лючио Вивальди. Летняя гроза, шторм (тревожный характер)

Дети должны послушать мелодию и показать карточку того цвета, который (по их мнению) соответствует характеру музыки.

(На экране «оживает» последняя четвертая краска - синяя).

Мальвина: Итак, дети, в Стране Волшебных красок мы выполнили все задания. Все краски «ожили», и значит, ими можно рисовать. А нам пора возвращаться обратно.

Звучит музыка. Мальвина накрывает детей красивым прозрачным платком - «облаком»). Давайте все вместе подуем на наше облачко, чтобы оно быстро передвигалось по небу и помогло нам попасть обратно в детский сад. (Дети дуют. В это время звучит музыка ветра). По окончании музыки дети прибывают в детский сад.

2.5 Задание 5. «Волшебные краски. Сделаем подарок Черепахе Тортиле» (Монотипия + живопись)

Мальвина: Дети, смотрите, а вот и наши волшебные краски.

(Она показывает на столы, накрытые клеенкой, на которых приготовлены материалы для рисования: на каждого ребенка и воспитателя - 4 цвета гуаши (желтый, оранжевый, зеленый, синий), белая доска для лепки, большая кисть № 10, маленькая кисть № 3, белая бумага формата А4, бумажные салфетки, стаканчик для воды)

Мальвина: Дети, давайте волшебными красками нарисуем подарок Черепахе Тортиле. (Дети: да!) Сегодня рисовать мы будем необычным способом. Мы будем рисовать не на бумаге, как обычно, а на гладкой поверхности. (Показывает белую пластмассовую доску для лепки.) Берем в руки большую кисточку (№10), раскрашиваем гладкую поверхность доски гуашью с обильным добавлением воды.

- Ребята, как вы считаете, какими цветами мы можем изобразить солнышко (теплыми цветами: желтым и оранжевым), а поверхность воды (холодными цветами: зеленым и синим).
Правильно, молодцы!

Дети выполняют задание Мальвины: начинают с изображения солнышка и плавно переходят к воде. Мальвина дает указания по поводу аккуратного накладывания краски на поверхность доски, а также забора кистью большего количества воды для краски, чтобы краски, нанесенные на поверхность, как можно дольше не высыхали.

Во время выполнения задания можно включить музыку моря.

Мальвина: (После того как дети закончат наносить краску на поверхность доски) Сверху накладываем белый лист бумаги. Прижимаем. Аккуратно разглаживаем лист рукой. Ребята, покажите, где у вас на рисунке было солнышко? (Дети показывают.) Держим этот уголочек листа большим пальцем и начинаем плавно снимать лист от гладкой доски не сразу, одним движением, а урывками, с небольшими паузами, регулируя направление от «солнышка» в сторону (в левую или правую) наискосок. Ребята, покажите, что у вас получилось? (на листе получилось зеркальное отображение. Мы получили цветной оттиск или отпечаток. Этот способ рисования называется монотипией.

Мальвина опрашивает детей для закрепления названия техники.

Мальвина: Дети, мы можем (по желанию) дополнить нашу открытку изображением черепахи, водорослей, цветных камней, рыбок…Дальше кистью дорисовываем и доводим рисунок до логического завершения

(Дети рисуют маленькой кисточкой №3.)

(Мальвина объясняет, как можно изобразить черепаху, водоросли, цветные камни, помогает нарисовать элементы детям, неуверенным в своих силах.)

Мальвина: (пока дети заканчивают рисовать, обращает внимание на картину) Способ рисования монотипия используется в рисовании издавна. Современные художники тоже работаю в этом стиле. Обратите внимание на картину современного художника Екатерины Шемяк. Ее картина называется «Морская черепаха».

МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА,
Екатерина Шемяк,
художница из Санкт-Петербурга

Мальвина: (По окончании работы с красками проводит анализ детских работ) Ребята, расскажите, что у вас получилось? А у кого самое яркое солнце? А кто из ребят изобразил глубины моря, океана, а почему вы так решили? А как вы думаете, что больше всего понравится черепахе Тортиле?

Да, ребята, молодцы, вы так меня порадовали. Вы нарисовали такую красивую открытку и можете научить рисовать других. Я думаю, что Черепаха Тортила будет рада получить от Вас, дорогие ребята, такие замечательные открытки.

3. Заключительная часть

Мальвина: Дети понравилось ли вам Путешествие в Страну Волшебных красок? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей). Ну, а мне пора возвращаться в свою сказку. Спасибо вам большое за то, что помогли мне найти краски и приготовить такие замечательные открытки для черепахи Тортилы. А у меня для вас еще один сюрприз, возьмите каждый по цветочку на столе, только выбирайте цветочек по своему настроению и поставьте его вот в эту вазу (Изображение вазы на магнитной доске. Мальвина прикрепляет цветочки, выбранные детьми возле вазы). Вот какой красивый, радостный, праздничный букет у нас получился. Я дарю его вам. До свидания, ребята!