ОТ АЛФАВИТА ДО ХАРАКТЕРА
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
(А.С.ПУШКИН)
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Как же современному учителю научить младшего школьника анализировать свою деятельность и ставить собственные задачи, определять свои цели?
Хочу поделиться своим опытом применения АЛФАВИТА в формировании личности ученика и работы над собой для себя.
Во время изучения темы «Алфавит», я рассказала ребятам, что в нашем алфавите 33 буквы и 33 учебные недели в первом классе. Не помню кто из детей, вдруг сказал, что буква А - аккуратности может научить. После некоторой паузы дети подхватили: Б - бережливость, В - волшебные слова и так мы стали искать какие качества мы можем у себя «вырастить». Так во время урока я поняла, что дети мне помогли понять очень тонкую истину о том, что буквы алфавита могут стать не только «ключом ко всем хорошим книжкам», но и помогут обозначить конкретные задачи на каждую учебную неделю. Так, первая учебная неделя второго класса была посвящена АККУРАТНОСТИ, АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В ДЕЛАХ КЛАССА, СЕМЬИ. Таким образом, дети научатся ставить свои личные задачи. И в третьем и в четвертом классах мы это стали делать.
Мне, моим ученикам и их родителям понравился такой подход для работы над собой, своим мировоззрением, над своим характером.
Доктор филологических наук, профессор Проскурин Сергей Геннадьевич понятие АЛФАВИТ рассматривает как модель макрокосмоса, и напоминает о том, что АЛФАВИТ отводит тьму от света.
(справка: Проскурин Сергей Геннадьевич (род. 8 февраля 1963, Новосибирск, Россия) - советский и российский лингвист, педагог. Специалист в области семиотики, германистки, древнеанглийского языка, культурологии, индоевропейских языков.
Подробнее на livelib.ru)
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНЕ С ДЕТЬМИ УДАЛОСЬ НАЙТИ (КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДЛЯ СЕБЯ НАХОДИЛ И ДРУГИЕ КАЧЕСТВА)
| 1 |
А |
АККУРАТНОСТЬ |
|
2 |
Б |
АККУРАТНОСТЬ+БЕРЕЖЛИВОСТЬ |
|
3 |
В |
АККУРАТНОСТЬ+БЕРЕЖЛИВОСТЬ+ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ |
|
4 |
Г |
АККУРАТНОСТЬ+БЕРЕЖЛИВОСТЬ+ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ+ГУМАННОСТЬ |
|
5 |
Д |
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ |
|
6 |
Е |
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ |
|
7 |
Ё |
ЛЁГКОСТЬ |
|
8 |
Ж |
ЖИЗНЕЛЮБИЕ |
|
9 |
З |
ЗАБОТА |
|
10 |
И |
ИСКРЕННОСТЬ |
|
11 |
Й |
ЙОГИ ГИБКИЕ (ГИБКОСТЬ КАК У ЙОГА) |
|
12 |
К |
КУЛЬТУРА |
|
13 |
Л |
ЛЮБОВЬ |
|
14 |
М |
МУЖЕСТВЕННОСТЬ |
|
15 |
Н |
НАСТОЙЧИВОСТЬ |
|
16 |
О |
ОПРЯТНОСТЬ |
|
17 |
П |
ПРАВДИВОСТЬ |
|
18 |
Р |
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ |
|
19 |
С |
СОЧУВСТВИЕ |
|
20 |
Т |
ТВОРЧЕСТВО |
|
21 |
У |
УНИКАЛЬНОСТЬ |
|
22 |
Ф |
ФАНТАЗИИ |
|
23 |
Х |
ХАРАКТЕР |
|
24 |
Ц |
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ |
|
25 |
Ч |
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ |
|
26 |
Ш |
ШУТИТЬ УМЕТЬ |
|
27 |
Щ |
Щ |
|
28 |
Ъ |
ТВЁРДОСТЬ ХАРАКТЕРА |
|
29 |
Ы |
БЫСТРОТА |
|
30 |
Ь |
МЯГКОСТЬ СЕРДЦА |
|
31 |
Э |
ЭМПАТИЯ |
|
32 |
Ю |
ЮРКИЙ |
|
33 |
Я |
ЯРКИЙ |
В нашем классе всё «спокойно» -
Дружно, весело, задорно!
Мы все любим обучаться,
И в игре со всем справляться!!!