План занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми 6–7 лет с использование электронных материалов платформы «Робоборик». Тема занятия «Звук [ж], буква Ж»

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: звук [ж] буква Ж ж


Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
  • упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закрепить в речи детей понятие «слог»;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • учить детей преобразовывать слова;
  • совершенствовать звуковой анализ;
  • совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Материалы:

  • Интерактивная доска; электронные задания для детей, анимационный ролик «Буква Ж», печатные раздаточные материалы по теме «Буква Ж» (по количеству детей) интерактивного курса «Стань школьником с Робобориком!»;
  • изображение заглавной буквы Ж для магнитной доски; предметная картинка (жук);
  • пособие для звукового анализа;
  • игрушка «Жук»;
  • тетради, ручки; пособие «Слоговые домики», счетные палочки.

План проведения занятия

1. Организационный момент

Педагог просит детей угадать, какую букву сегодня они будут изучать, отгадав загадку:

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

2. Звук [ж]

Педагог совместно с детьми дает характеристику звука [ж]. Спрашивает какой звук [ж] - гласный или согласный, просит аргументировать; звук [ж] - звонкий или глухой, как можно проверить?. Игра «Поймай звук [ж]» (педагог произносит различные звуки, слоги и слова. А дети хлопают, когда услышат звук [ж]).
- А звук [ж] имеет мягкую пару, попробуйте произнести звук [ж] мягко? Какой звук у вас получается? (Ответы детей). Значит, звук [ж] всегда твёрдый.

Выполнение электронных заданий: № 3 (Найди слова со звуком [ж]), № 4 (Определи место звука [ж]). Дети работают фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.

3. Игры на звуко-буквенный анализ слов

Выполнение электронных заданий № 5 (Звуковые схемы. Раскрась), № 6 (Звуковые схемы. Найди слово). Дети работают фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.

4. Работа со слогами

4.1. Педагог просит детей вспомнить что такое слог? (ответы детей)

Педагог:

Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.

Педагог: ЖИ, ЛЫ

Дети: ЛЫЖИ

На столе у каждого ребенка разложены слоги (ЖИК, НО; РАФ, ЖИ; ЖОК, ЛУ; ЖОК, ФЛА; ЖОК, КРУ) дети складывать слоги в слова, и произносят что получилось.

4.2. Педагог: А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (дети по очереди берут предметные картинки и определяют количество слогов в словах).

5. Физкультминутка:

Педагог: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Дети складывают ладони рук под углом - крыша «домика».

Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел,

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.

Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.

Жук наш приземлился,

Направление движения вниз и приседание.

Жужжа, закружился:

Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.

Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.

Поочередно протягивают руки и смотрят на них.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят на них.

На носочки мы привстали -
Но жука мы не достали.

Приподнимаются на носочки и прыгают на двух ногах.

Хлопнем вместе -
Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопки над головой,

Чтобы улететь он смог.

Имитируют полет жука.

6. Игра на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково: Флаг - флажок

(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

7. Игра «Новое слово».

Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж]. (лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

8. Буква Ж

Педагог знакомит детей с буквой Ж. Демонстрирует её изображение и анимационный ролик «Буква Ж». Предлагает детям выложить букву из счётных палочек.

Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.

Выполнение электронных заданий № 1 (Найди букву), № 7 (Определи первую букву в слове (з, ж), задание № 8 (Слоги с буквой Ж) выполняется фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.

После работы дети выполняют задание на листочках, используется задание № 1 и № 2 (Буква Ж) из комплекта раздаточных материалов курса.

9. Подведение итогов занятия