Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
- упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- закрепить в речи детей понятие «слог»;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- учить детей преобразовывать слова;
- совершенствовать звуковой анализ;
- совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Материалы:
- Интерактивная доска; электронные задания для детей, анимационный ролик «Буква Ж», печатные раздаточные материалы по теме «Буква Ж» (по количеству детей) интерактивного курса «Стань школьником с Робобориком!»;
- изображение заглавной буквы Ж для магнитной доски; предметная картинка (жук);
- пособие для звукового анализа;
- игрушка «Жук»;
- тетради, ручки; пособие «Слоговые домики», счетные палочки.
План проведения занятия
1. Организационный момент
Педагог просит детей угадать, какую букву сегодня они будут изучать, отгадав загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
2. Звук [ж]
Педагог совместно с детьми дает характеристику звука [ж]. Спрашивает какой звук [ж] - гласный или согласный, просит аргументировать; звук [ж] - звонкий или глухой, как можно проверить?. Игра «Поймай звук [ж]» (педагог произносит различные звуки, слоги и слова. А дети хлопают, когда услышат звук [ж]).
- А звук [ж] имеет мягкую пару, попробуйте произнести звук [ж] мягко? Какой звук у вас получается? (Ответы детей). Значит, звук [ж] всегда твёрдый.
Выполнение электронных заданий: № 3 (Найди слова со звуком [ж]), № 4 (Определи место звука [ж]). Дети работают фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.
3. Игры на звуко-буквенный анализ слов
Выполнение электронных заданий № 5 (Звуковые схемы. Раскрась), № 6 (Звуковые схемы. Найди слово). Дети работают фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.
4. Работа со слогами
4.1. Педагог просит детей вспомнить что такое слог? (ответы детей)
Педагог:
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Педагог: ЖИ, ЛЫ
Дети: ЛЫЖИ
На столе у каждого ребенка разложены слоги (ЖИК, НО; РАФ, ЖИ; ЖОК, ЛУ; ЖОК, ФЛА; ЖОК, КРУ) дети складывать слоги в слова, и произносят что получилось.
4.2. Педагог: А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (дети по очереди берут предметные картинки и определяют количество слогов в словах).
5. Физкультминутка:
Педагог: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж». |
Дети складывают ладони рук под углом - крыша «домика». |
Вот он вправо полетел -
|
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом. |
Вот он влево полетел -
|
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом. |
Жук на нос нам хочет сесть,
|
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны. |
Жук наш приземлился, |
Направление движения вниз и приседание. |
Жужжа, закружился: |
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают. |
Жук, вот правая ладошка,
|
Поочередно протягивают руки и смотрят на них. |
Жук наверх полетел
|
Поднимают руки вверх и смотрят на них. |
На носочки мы привстали -
|
Приподнимаются на носочки и прыгают на двух ногах. |
Хлопнем вместе -
|
Хлопки над головой, |
Чтобы улететь он смог. |
Имитируют полет жука. |
6. Игра на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково: Флаг - флажок
(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
7. Игра «Новое слово».
Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж]. (лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).
8. Буква Ж
Педагог знакомит детей с буквой Ж. Демонстрирует её изображение и анимационный ролик «Буква Ж». Предлагает детям выложить букву из счётных палочек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Выполнение электронных заданий № 1 (Найди букву), № 7 (Определи первую букву в слове (з, ж), задание № 8 (Слоги с буквой Ж) выполняется фронтально у интерактивной доски или с использованием другого демонстрационного оборудования.
После работы дети выполняют задание на листочках, используется задание № 1 и № 2 (Буква Ж) из комплекта раздаточных материалов курса.