Конспект "Постановка звука [Ш]"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Звук [ш]


Логопедическое заключение: ФФН, функциональная дислалия.

Цель: постановка звука [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о механизме организации звука [Ш] и его акустических особенностях.

Коррекционные:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование правильной голосовыдыхаемой струи;
  • формирование фонематического слуха;
  • закрепление звука [Ш] в изолированном виде.

Воспитательные:

  • преодоление негативизма к своему дефекту;
  • воспитание интереса и мотивационной готовности к логоедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профиль звука [Ш], предметные картинки, снежинка на ниточке, игрушечная змейка.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

- Здравствуй, Алиса! Сегодня к нам на занятие пришло в гости очень необычное животное. Сейчас я расскажу тебе загадку, а ты постарайся отгадать, кто же к нам пришёл.

- Веревка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить готова я,
Потому что я …

- Молодец, правильно! К нам в гости пришла змея.

Логопед зачитывает загадку. Ребенок отгадывает, что ответ на неё - змея.
Логопед показывает игрушечную змею, которая пришла посмотреть на занятие.

Объявление темы

- Сегодня мы научимся с тобой шипеть как настоящие змеи: ш-ш-ш.
Для этого нам нужно научиться правильно произносить звук [Ш].
И поможет нам в этом наша гостья.

Логопед показывает ребенку, как шипит игрушечная змея, которая пришла в гости на занятие.

Формирование акустических особенностей звука [Ш]

- Алиса, для того чтобы правильно произносить звуки, нам нужно знать, что такое буква и что такое звук.
- Буквы мы видим и слышим, а звуки - это то, что мы слышим и произносим.
Звук [Ш] согласный и твердый, обозначаем синим кружочком. Он глухой, поэтому обозначен перечеркнутым колокольчиком.

Ребенку предоставляется картинка с буквой Ш.
Затем картинка со звуком [Ш] с символами, отображающие его акустические свойства: Согласный твердый звук - синий круг, глухой - перечёркнутый колокольчик.

Артикуляционная гимнастика

- Чтобы правильно произносить звук [Ш] нужно хорошо подготовить наши язычок и губки.

Логопед демонстрирует пособие и предметные картинки с изображениями блинов, варенья, чашечки, грибочка, гармошки.

- Давай покажем нашей гостье, какие мы гостеприимные и пригласим её к нам на блины. «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от 1 до 10.
- А какие же блины без вкусного варенья. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- Не забудем и про чашечку горячего чая. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- А в ответ наша змейка, угостила нас грибами. «Грибок». Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и, присосать язык к нёбу.

- А почему бы нам вместе не сыграть на гармошке.

- Молодец!

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.

Дыхательная гимнастика

- Алиса, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Правильно, за окном зима и много-много снега.
- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга.
- Давай попробуем закружить снежинки в танце.

Логопед дает ребенку снежинку, прикрепленную ниткой к палочке.

- Посмотри, как это делаю я и попробуй сделать также. Медленно наберём воздух через нос. Щечки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинки: Вдох - носом, выдох - ртом.
- А теперь ты.
- Молодец, у тебя получился очень красивый танец снежинок!
«Падающие снежинки». Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на снежинку, так, чтобы она закружились.
Щеки при этом не надувать.

Постановка звука по подражанию

- Змейке очень понравилось, как ты занимаешься, и она предлагает тебе научиться шипеть, как настоящая змея.
- Но чтобы змеиное шипение получилось правильным, нам сначала нужно:
- широким язычком сделать «чашечку»;
- чуть скруглить губы и слегла выдвинуть их вперёд;
- пропустить по языку «теплый ветерок»;
- слышится звук [Ш]!
Молодец, у тебя получилось!

Логопед показывает артикуляцию пошагово и по последовательности, опираясь на наглядный материал.

Внимание ребенка следует обратить на теплую выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

Разбор артикуляции по плану

- Алиса, как мы должны правильно произносить звук [Ш]?

- Посмотри и скажи, что делают губки?

- Какую форму принимает наш язычок?

- Какой выходит воздух? Теплый или холодный? Давай проверим.

Логопед вместе с ребенком рассматривает последовательно акустико-артикуляционный профиль звука [Ш].

Ребёнок: округлены в трубочку.

Ребёнок: форму «Чашечки».

Ребёнок прикладывает тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю: теплый воздух.

Закрепление изолированного звука

- А сейчас, давай вспомним, какие животные, кроме нашей змейки ещё умеют шипеть. Посмотри на картинку, кто это?
- Правильно, это гуси.
- Как же шипят гуси? Повторяй за мной.
- Ш-ш-ш!
- Молодец!

Логопед следит за артикуляцией звука.

Проговаривая звуки, логопед имитирует шипение гусей с помощью округ пальцы рук, приближая и отдаляя большой палец от остальных пальцев (ш-ш-ш).

Развитие фонематического слуха

- Следующая наша игра называется «Хлопни в ладоши».
Сейчас я буду произносить разные звуки, а ты должна будешь хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышишь звук [Ш]:
- Ш, К, Ш, Д, Ш и т.д.
- Молодец!

Логопед следит за выполнением задания. При неправильном хлопке повторяет звук ещё раз.

Развитие мелкой моторики

- Давай немножко отдохнем и поиграем с этим необычным шариком. - Этот мячик не простой
Колючий и твердый такой!
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто - бы сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук!

Логопед даёт ребенку мячик «Су-Джок».

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

Домашнее задание

- Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Блинчик», «Гармошка», «Как шипит змея», «Как шипят гуси».
- А это тебе подарок, чтобы ты не забывала о нашей весёлой змейке - её изображение, которое тебе нужно будет раскрасить.

Ребенку дается лист А4 с раскраской.

Итог

- Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
- Какой звук мы научились произносить?
- Как должны быть расположены губы при произнесении звука [Ш]? А язык?
- Какие игры тебе больше всего понравились?
- Что было сложным для тебя?

Провести рефлексию по занятию.

Оценка

- Сегодня ты очень старалась, молодец! До встречи!

Оценивается активность ребенка на занятии, выполнение заданий, качество произношения звука.