Логопедическое заключение: ФФН, функциональная дислалия.
Цель: постановка звука [Ш].
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний о механизме организации звука [Ш] и его акустических особенностях.
Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- формирование правильной голосовыдыхаемой струи;
- формирование фонематического слуха;
- закрепление звука [Ш] в изолированном виде.
Воспитательные:
- преодоление негативизма к своему дефекту;
- воспитание интереса и мотивационной готовности к логоедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профиль звука [Ш], предметные картинки, снежинка на ниточке, игрушечная змейка.
Ход занятия
Этапы
|
Содержание |
Примечание |
Организационный момент |
- Здравствуй, Алиса! Сегодня к нам на занятие пришло в гости очень необычное животное. Сейчас я расскажу тебе загадку, а ты постарайся отгадать, кто же к нам пришёл.
- Веревка по земле ползёт,
- Молодец, правильно! К нам в гости пришла змея. |
Логопед зачитывает загадку. Ребенок отгадывает, что ответ на неё - змея.
|
Объявление темы |
- Сегодня мы научимся с тобой шипеть как настоящие змеи: ш-ш-ш.
|
Логопед показывает ребенку, как шипит игрушечная змея, которая пришла в гости на занятие. |
Формирование акустических особенностей звука [Ш] |
- Алиса, для того чтобы правильно произносить звуки, нам нужно знать, что такое буква и что такое звук.
|
Ребенку предоставляется картинка с буквой Ш.
|
Артикуляционная гимнастика |
- Чтобы правильно произносить звук [Ш] нужно хорошо подготовить наши язычок и губки. |
Логопед демонстрирует пособие и предметные картинки с изображениями блинов, варенья, чашечки, грибочка, гармошки. |
- Давай покажем нашей гостье, какие мы гостеприимные и пригласим её к нам на блины. | «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от 1 до 10. | |
- А какие же блины без вкусного варенья. | «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. | |
- Не забудем и про чашечку горячего чая. | «Чашечка». Рот широко раскрыть. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. | |
- А в ответ наша змейка, угостила нас грибами. | «Грибок». Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и, присосать язык к нёбу. | |
- А почему бы нам вместе не сыграть на гармошке. - Молодец! |
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. | |
Дыхательная гимнастика |
- Алиса, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
|
Логопед дает ребенку снежинку, прикрепленную ниткой к палочке. |
- Посмотри, как это делаю я и попробуй сделать также. Медленно наберём воздух через нос. Щечки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинки: Вдох - носом, выдох - ртом.
- А теперь ты. - Молодец, у тебя получился очень красивый танец снежинок! |
«Падающие снежинки». Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на снежинку, так, чтобы она закружились.
Щеки при этом не надувать. |
|
Постановка звука по подражанию |
- Змейке очень понравилось, как ты занимаешься, и она предлагает тебе научиться шипеть, как настоящая змея.
|
Логопед показывает артикуляцию пошагово и по последовательности, опираясь на наглядный материал. Внимание ребенка следует обратить на теплую выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку. |
Разбор артикуляции по плану |
- Алиса, как мы должны правильно произносить звук [Ш]?
- Посмотри и скажи, что делают губки?
- Какой выходит воздух? Теплый или холодный? Давай проверим. |
Логопед вместе с ребенком рассматривает последовательно акустико-артикуляционный профиль звука [Ш]. Ребёнок: округлены в трубочку. Ребёнок: форму «Чашечки». Ребёнок прикладывает тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю: теплый воздух. |
Закрепление изолированного звука |
- А сейчас, давай вспомним, какие животные, кроме нашей змейки ещё умеют шипеть. Посмотри на картинку, кто это?
|
Логопед следит за артикуляцией звука. Проговаривая звуки, логопед имитирует шипение гусей с помощью округ пальцы рук, приближая и отдаляя большой палец от остальных пальцев (ш-ш-ш). |
Развитие фонематического слуха |
- Следующая наша игра называется «Хлопни в ладоши».
|
Логопед следит за выполнением задания. При неправильном хлопке повторяет звук ещё раз. |
Развитие мелкой моторики |
- Давай немножко отдохнем и поиграем с этим необычным шариком. - Этот мячик не простой
|
Логопед даёт ребенку мячик «Су-Джок».
Ребенок выполняет движения согласно тексту. |
Домашнее задание |
- Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Блинчик», «Гармошка», «Как шипит змея», «Как шипят гуси».
|
Ребенку дается лист А4 с раскраской. |
Итог |
- Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
|
Провести рефлексию по занятию. |
Оценка |
- Сегодня ты очень старалась, молодец! До встречи! |
Оценивается активность ребенка на занятии, выполнение заданий, качество произношения звука. |