Современные дети растут и развиваются в такое время, когда компьютеры, телефоны, ноутбуки и прочие гаджеты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят время, сидя за телевизором, телефоном, компьютером. Такой образ жизни мешает нормальному физическому развитию детей и наносит вред здоровью. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их явно недостаточно. Поэтому занятия спортом детям просто необходимы.
Но как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости.
Прививать ребенку любовь к спорту, активному и здоровому образу жизни, нужно начинать с самого детства. Именно период взросления и становления личности ребенка является самым благоприятным для восприятия и формирования у него таких необходимых на протяжении всей жизни моральных качеств, как сила воли, трудолюбие, целеустремленность, самоанализ, уверенность, стрессоустойчивость, организованность. Лучшим средством для этого является спорт, поскольку он способствует правильному гармоничному физическому и психологическому развитию подрастающего организма.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга такие как:
- Отдых;
- Развлечения;
- Спортивные состязания;
- Праздники;
- Творчество;
с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, секций через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и является естественным продолжением основного образования. Дети выбирают то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой спортивный потенциал.
Секции и кружки помогают ребёнку лучше усвоить учебную программу в школе и развивают заложенные в нём черты одарённости в различных сферах. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, и может не бояться неудач. Здесь у него не будет за это оценок и ему проще принимать свои неудачи ведь за них никто не будет ругать, а наоборот помогут и поддержат.
Так как являюсь не только учителем физической культуры, но и педагогом дополнительного образования хочу отметить что в своей работе я использую теоретические знания, но как показывает работа, то детям практика нравится больше. Дополнительное образование не имеет жестких ограничений и это отличная площадка для реализации и организации интересных занятий. Считаю своей задачей с детства прививать детям важность живого общения и взаимодействия друг с другом, ведь это важный процесс социализации в обществе. Так же пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание молодежи, воспитание мужества смелости и самообладания.
В своей деятельности я исхожу из того что каждый ребёнок индивидуален и талантлив по своему. И моя задача помочь ребятам раскрыться и сформировать интерес к занятиям спортом. Детям с девиантным поведением, а так же из неблагополучных семей я стараюсь уделять особое внимание, так как часто условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, особенно из неблагополучной семьи, по праву называют экстремальными, и которые являются одной из причин развития стресса. Урок физической культуры, так и занятия в спортивных секциях, направлены на выполнение каких-либо спортивных нормативов. И если ребенок с ними не справляется, то его оценка снижается и интерес к предмету либо же дополнительному занятию спортом ослабевает, и сам ребенок, чувствует себя неуютно в среде более ловких, быстрых и сильных сверстников, начинает избегать занятий. Однако для того, чтобы ребенок начал с удовольствием заниматься на уроке, а так же в спортивной секции, ему в первую очередь, необходимо привить к ней интерес и любовь. Только в этом случае можно говорить о благотворном влиянии спорта на формирование личности детей.
За счет смены приоритетов на уроке физической культуры (от получения оценки на получение удовольствия от двигательной активности), и на дополнительных занятиях спортом за счет достижений личных, командных, либо обычной похвалы педагога-тренера вовлеченность в занятие и то что ты делаешь становится больше, дети начинают вести себя более свободно, не зажато выражая свои чувства и эмоции через спорт. Отсюда мы можем видеть что изменение атмосферы и способов мотивирования к занятиям учащихся, увеличивает число желающих заняться спортом. Именно потому необходимо формировать у подростков, особенно из неблагополучных семей, стремление к жизнестойкости. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- целенаправленное вовлечение подростков в спортивную деятельность, требующую преодоления препятствий и развивающую волевые качества;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- формирование коммуникативных способностей;
- освоение подростками опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;
- развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения;
- осознание практического значения опыта, получаемого в процессе занятий спортом.
Решение этих задач достигается включением в спортивные тренировки воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие компонентов жизнестойкости подростка, к которым, в частности, относятся: оптимальная и смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, волевые качества подростка, коммуникативные способности и умения. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.