Нам славное дело Россией дано -
Сотни орлят поднимать на крыло.
Перелистаем страницы наших пройденных треков «Орлята России»… (из опыта работы)
Класс «Орлята России» во 2 «А» был создан в сентябре 2022 года. Мною была подана заявка, затем создала личный кабинет и зарегистрировала учеников с согласия родителей. С октября мы начали работать по трекам-заданиям.
В течение 2022-2023 учебного года мы реализовали семь треков программы Орлята России. Разрабатывали и проводили коллективные творческие дела разных направленностей.
Разработанные технологические карты занятий, которые соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода в воспитании, логотипы, листы - чеки к трекам приходили в начале каждого месяца. В них много игр, различных видео. Дети с удовольствием участвовали в играх, тренингах, викторинах, работали в группах, смотрели фильм. Главным принципом участия в Программе должно стать - всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Начинали работу с вводного «Орлятского урока», основной задачей которого являлось дать старт и эмоционально настроить класс на участие в Программе. На данном уроке ребята узнали, что им предстоит преодолеть, совершить путешествия и выполнить задания 7 треков:
- «Орлёнок - Лидер»;
- «Орлёнок - Эколог»;
- «Орлёнок - Эрудит»;
- «Орлёнок - Мастер»;
- «Орлёнок - Спортсмен»;
- «Орлёнок - Доброволец»;
- «Орлёнок - Хранитель исторической памяти».
Ведущая деятельность занятий - это игры, работа в командах.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
Использовались на занятиях следующие методы: наглядные, практические, эвристические беседы, игровые.
Технологии в воспитании: сотрудничество, личностно-ориентированная, КТД.
Технология сотрудничества состоит не только в том, чтобы сделать, что-то вместе, но и чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды познал для себя новое, овладел определёнными умениями, сформировал нужные навыки, и при этом каждая команда должна знать, чего достиг каждый ученик. При такой деятельности дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своего класса. Такая работа очень эффективна, потому что дети чувствуют ответственность за результат работы.
Личностный и индивидуальный подходы к воспитанию отвечают на вопрос, что развивать. А развивать у детей нужно индивидуальные способности и их склонности.
КТД (коллективно-творческая деятельность) - это коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Это дело не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. Дело, потому что результат - общая польза и радость. Этот эффективный метод воспитания основан на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Я хочу рассказать о нескольких треках, которые мы реализовали.
1. «Орлёнок - Эрудит» (ноябрь)
Трек «Орлёнок - Эрудит» занимал первый месяц второй четверти, которая, отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. Дети познакомились с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. И по реализации трека Орлёнок - Эрудит мы совершили поездку по родному городу Улан-Удэ, побывали в интересных местах, посетили некоторые наши достопримечательности. Побывали на горе Батарейной, откуда начался наш город. Оттуда открывается шикарный вид! Не зря казаки, которые построили когда-то там острог, выбрали это место. Также посетили Музей истории города. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для нас форме, в виде квестовой игры, рассказали об истории родного города. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
Осталось много положительных впечатлений от увиденного и услышанного.
На горе Батарейной.
В Музее истории города Улан-Удэ
2. «Орлёнок - Мастер» (декабрь)
Формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Ценности, значимые качества трека: познание.
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Дети познакомились с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. У детей сформировалось положительное отношение к различным видам деятельности людей. Обогатились знания учащихся о разнообразии профессий и их роли. Провели КТД «Мастер своего дела».
В преддверии новогодних праздников мальчики и девочки 2 класса приняли участие в конкурсе ТОС Исток «Лучшая новогодняя игрушка», провели мастер - класс по изготовлению новогодних украшений, изготовили украшения для участия класса в конкурсе на лучшее украшение елочки и лучшее новогоднее украшение двери класса. И еще, игрушки учеников 2 класса украсили главную ёлку нашего Истока. В рамках реализации трека ребята также знакомились с понятием «Мастер», подготовили и рассказали в классе о своих родителях «Моя мама (папа) Мастер своего дела…», познакомились с мастерами искусства на новогоднем представлении в Этнографическом музее.
3. «Орлёнок - Эколог» (март)
Формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Символ трека - рюкзачок Эколога.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок - Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
В течение реализации трека шло формирование понятия об экологии, как науке и экологе, как профессии, формирование чувства заботы и бережного отношения к окружающему миру. Формировались у детей умения высказывать свою точку зрения и обосновывать её, извлекать информацию. Происходило осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры. Сформировалось представление о раздельном сборе твёрдых отходов. Провели экологический квест «Ключи природы». Учились бережному отношению к окружающей среде.
Второклассники познакомились с работой экологов России, узнали, что они делают для сохранения природы России, решали экологические задачи, формировали умение выполнять элементарные правила экологической грамотности, посмотрели несколько видеороликов и мультфильмов об экологии, приобрели навыки сортировки мусора. Дети пришли к выводу, что очень важно для сохранения природы наблюдать за ней и понимать её. Своими силами, из подручных средств дети сделали кормушки для птиц и развесили их на деревьях. И до конца зимы подкармливали птичек.
4. «Орленок - Хранитель исторической памяти» (апрель)
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
- Я - хранитель традиций своей семьи.
- Мы (класс) - хранители своих достижений.
- Я/Мы - хранители исторической памяти своей страны.
Формировалась сопричастность детей к прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Знакомились с традициями своей родной Бурятии. Узнали историю празднования национального праздника Сагаалган, учили ритуалы, благопожелания, стихи, посвященные празднику, знакомились с национальными костюмами бурят. Рисовали рисунки, посвященные национальному празднику, делали поделки. Оформили праздничные открытки. Новое поколение должно понимать значимость сохранения культуры и традиции своего края и народа.
Обсудили что, где, как, зачем хранить. Обсудили, что такое семейные традиции и почему важно, чтобы они были. Ребята принесли семейные фото и рассказали друг другу о традициях в их семьях.
Также в рамках реализации трека Хранитель исторической памяти приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк в каждой школе», чтобы почтить память доблестных предков. Для этого провели тематические классные часы, где дети рассказали о своих прадедушках - участниках Великой Отечественной войны.
По каждому проведённому треку отправляла фотоотчёт. Фотографии сохраняла в Облако Mail.ru, в VК, а организаторам отправляла ссылки. По итогам работы мы заработали сертификаты по всем трекам программы «Орлята России».