Герои былых времен

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание


Авторы проекта:
ученики 4 класса

Руководитель проекта:
Фролова С.Ю.

Проблема проекта

Реконструкция Куликовской битвы

Цель

Способствовать развитию творческих способностей; развитие коммуникативных навыков, развитие смыслового течения

Задачи

1. Сбор информации по теме
2. Проанализировать собранную информацию
3.Распределить учащихся по группам (состав групп по желанию детей)
4. Выбрать темы в группах
5. Подготовить костюмы ко 2 части проекта
6. Проводить предварительные просмотры, слушания групп

Тип проекта

1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, исторический, музыкальный.)
3. По количеству участников проекта: групповой.
4. По широте охвата содержания: межпредметный

Образовательная область

Филология, общественно-научные, искусство

Учебный(е) предмет(ы)

Литература, история, музыка

Методы, использованные при работе над проектом

  1. Чтение статей
  2. Анализ содержания с последующей обработкой текстового материала
  3. Распределение материала
  4. Работа по подбору костюмов
  5. Отбор собранной информации

Форма продуктов проектной деятельности

  • Классный час
  • Реконструкция Куликовской битвы на турбазе «Голубые ели»

Информационное оснащение

Средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио).

Продукт

Презентация

Введение

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления

Проектная технология

  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Квест-технология
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. А для того, чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях»
В.В.Путин

Актуальность

В Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в Федеральный государственный образовательный стандарт, сформулирован идеал современного человека - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народов России». Для формирования такого идеала в стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Данный проект показывает реализацию системно-деятельностного подхода и активное применение полученных знаний в проектной деятельности обучающихся.

Отличительной особенностью этого проекта является его практическая направленность. Основной упор делается на наблюдение, эксперимент, собственную продуктивную деятельность обучающихся. Учебно-исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Это постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Полезен педагогам как в обучении, так и в воспитании патриотов своей страны.

Проект «Герои былых времен» носит интегрированный характер. Это помощь в проведении воспитательной работы, уроков окружающего мира, уроков истории. В КТП по окружающему миру 4 класс запланирован блок «Страницы истории Отечества (19 ч). Это темы:

  • Наше Отечество в XIII-XV вв. нашествие хана Батыя.
  • Русь и Золотая Орда.
  • Оборона северо-западных рубежей Руси.
  • Князь Александр Невский.
  • Московская Русь.
  • Дмитрий Донской.
  • Куликовская битва.
  • Иван III.
  • Образование единого Русского государства.
  • Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Методы, в основе которых способ организации деятельности: словесный, наглядный, практический. Методы, в основе которых уровень деятельности детей: частично-поисковый, исследовательский. Методы, в основе которых форма организации деятельности: фронтальный, групповой, работа в парах, индивидуальный.

Цель проектно-исследовательской деятельности

Для обучающихся:

  • Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для учителей:

  • Создание условий для формирования УУД учащихся, развитие их творческих способностей и логического мышления.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • Развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности
  • На основе исторических событий воспитывать любовь к Родине, гордость за нашу страну
  • Научить приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы
  • Приобщать учащихся к ценностям и традициям российской культуры
  • Обучать культуре работы с архивными публицистическими материалами

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • Планировать работу исследовательской деятельности
  • Собирать необходимые данные, анализировать и обобщать полученные результаты
  • Применять теоретические знания для решения практических задач
  • Вести дискуссию при публичной защите работы, объяснять, доказывать и защищать свои результаты
  • Планирование участия в защите исследовательской работы на НПК

Основная часть. Описание проекта

Во время одного из мероприятий, направленного на воспитание любви к Родине, обучающие задали вопрос: «В чем сила духа российского человека?» Так родилась идея создания долгосрочного проекта «Герои былых времен».

Обучающиеся самостоятельно разбились на группы, выбрали темы, которые хотели бы раскрыть во время работы над проектом. Определилась и группа детей, желающих выполнить работу индивидуально

21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому) в России отмечается День воинской славы. С чем связан этот праздник? Какие события предшествовали этому Дню? Мы решили ответить на эти вопросы, работая над проектом «Герои былых времен

Работа над проектом проходила в 2 этапа:

  1. В классе (изучали литературу и отвечали на вопросы)
  2. На турбазе Голубые ели (ставили Куликовскую битву)

Вопросы, которые мы изучали:

  1. История. Дружина, дружинники
  2. Золотая орда
  3. Московский князь Дмитрий Донской
  4. Куликовская битва
  5. Москва белокаменная
  6. Преподобный Сергий Радонежский

2 этап

Куликовскую битву играли на территории турбазы «Голубые ели».

Сначала возникла проблема с выбором роли монголо-татар. Никто не хотел быть «воинами» Мамая. Но … надо так надо!

Заключение

Разработанный учебный проект способствует патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей Родине. Этот проект показал, что приобщение школьников пробуждает и воспитывает эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет правильно осмыслить свое отношение, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Используемый комплекс педагогических технологий в рамках учебного, творческого проекта эффективен для формирования качеств гражданина и патриота.

Перед началом работы над проектом (с целью выявления имеющейся базы знаний) и по окончании работы над проектом, после публичной защиты тем групповых проектов проведено анкетирование обучающихся. Полученные результаты показали повышение уровня патриотического и гражданского воспитания.

Приложение

Литература

  1. Амелькин, А.О. Куликовская битва в свидетельствах современников и памяти потомков/ А.О.Амелькин, Ю.В.Селезнев. - М.: Квадрига, 2011. - 384 с. - (Исторические исследования).
  2. Амелькин, А.О.Куликовская битва: Книга для учащихся/ А.О.Амелькин, Ю.В.Селезнев. - Воронеж, 2006. - 112 с
  3. Ш.Б.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский (978-5-08-006384-8)