В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути.
Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе развития ребенок находится в независимо от него существующих условиях и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека, т.е. происходит процесс социализации.
Ребенок становится личностью.
В интересах развития и становления личности ребенка в школе должна СЛОЖИТЬСЯ определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает следующие задачи:
- укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);
- создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;
- профилактика правонарушение среди детей и подростков;
- сохранения и укрепления здоровья, приобщение к ЗОЖ.
Суть взаимодействия семьи и школы заключается и заинтересованными обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека - это семья, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности. Некоторые из родителей не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.
К сожалению, как показывают социологические и педагогические исследования, большому числу родителей, не достает педагогических и психологических знаний, воспитательных умений, а не редко и правильного понимания возможности семейного воспитания. Многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания. Зачастую родители не представляют, какие факторы воспитания способствуют развитию способности детей и их адаптации к школе и в обществе, а какие являются тормозящими и, в крайних случаях, отклоняющими развитие от нормы.
Эстафету по решению этих вопросов принимает школа. Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации.
Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому мы стараемся скорректировать Деятельность учителей-предметников, классных руководителей, родителей в воспитании детей. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.
Ни у какого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педгогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Школа и семья союзники. Через работу с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчества с педагогами) повышается педагогическая культура семьи, эффективно используется ее огромный воспитательный потенциал. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Так, в нашей школе созданы условия для совместной деятельности родителей, детей и учителей. Это дни здоровья, дни открытых дверей, часы общения, школьный ученический кооператив «Мастер», кружки, которые проводят родители, организация летнего отдыха с привлечением родителей, экскурсии. Большое внимание уделяется работе с неблагополучными (рейды, беседы, родительские собрания, взаимодействие с органами соц. защиты населения, психолого-педагогическая помощь детям и их родителям, родительский всеобуч, привлечение родителей к участию в общешкольных ярмарках, конкурсах и т.д.). Для родителей организованы курсы для изучения компьютерных технологий, составлен график работы компьютерного класса для работы в сети Интернет.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания, в Интернете. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Это может только учитель.
Исследования, проведенные в нашей школе, позволили получить данные, определенным образом характеризующие проблемы обучения, воспитания и социализации учащихся (опрашивалось старшеклассники). Социальные пробы в реальных ситуациях самостоятельной деятельности (творчества) учащихся иллюстрируют выбор (отбор) личностью способов поведения.
Об уровне социализации выпускников можно судить по их ценностным ориентациям и жизненным планам. Показатель жизненных ценностей можно рассматривать как двойной критерий результативности на объективном и субъективном уровнях.
Характеристика ценностных ориентации показывает, что ориентация на "преобразование мира", на социальную самореализацию значительно ниже, чем ориентация на семейно-личностное благополучие. Если бы две эти ориентации - "на себя" и "на общество" - проявлялись более согласованно, то можно было бы говорить об определенной гармонизации и характеризовать тип личности как "социально-прогрессивный" или "социально-ущербный". Однако такая зависимость отсутствует, поэтому еще есть проблемы в формировании личности.
Легко в классном коллективе 52,0% учащимся, класс считают дружным 50,9%. С другой стороны, о дружных отношениях в классе высказываются 27,0%. Лидирует показатель "дружные, правда не со всеми" 44,9%. Говорят, что могут отстоять свою точку зрения (всегда или почти всегда), 65,4% учащихся, добросовестно относятся к общему делу 79,8%; поддерживают интересные и полезные начинания товарищей 74,3%; прислушиваются к мнению других 64,1%; требовательны к товарищам в интересах дела 52,7%.
Вместе с тем, имеется явное противоречие между полученными ответами и ответом на вопрос о наличии "влияния чьего-то мнения на жизнь класса". На этот вопрос "естественно" ответили всего 7,6% учащихся (1,3%), "пожалуй, да" еще 19,9% (1,7%); большинство затруднились ответить. Одновременно при ответе на вопрос "чье мнение учитывается в самых важных ситуациях" учащиеся оценили друзей вне школы выше, чем друзей-одноклассников. Эти показатели позволяют говорить о том, что педагогам и родителям стоит приложить немало усилий для развития вышеперечисленных качеств.
Способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника главная задача любого образовательного учреждения. Взаимодействие усилий семьи и школы это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.